Я мастер производственного обучения и работаю педагогом дополнительного образования в колледже автомобильного транспорта №9, веду занятия по учебной практике у студентов, обучающихся по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», и дополнительные занятия технической направленности у школьников, применяю несколько различных современных стендов для выполнения различных работ по ремонту и обслуживанию и диагностике автомобилей.
Так, при получении знаний и навыков по теме «Окраска деталей кузова автомобиля» применяется стенд - симулятор виртуальной реальности, позволяющий сделать процесс нанесения лакокрасочных покрытий на деталь кузова автомобиля информативным, безопасным, интересным, а контроль результатов работы и исправления ошибок объективным и быстрым. При этом стенд-симулятор имеет различные режимы обучения, которые недоступны при выполнении данной работы в реальности. Реальная работа по окраске одной детали кузова автомобиля требует применения широкого ассортимента лакокрасочных материалов (грунт, краска, лак), вспомогательных средств (обезжириватели, антистатические салфетки, растворитель), специального оборудования (воздушный компрессор, окрасочная камера, краскопульты) и временных затрат (межслойная сушка 2‑4 часа), при этом контроль результата работы возможен только после ее полного выполнения, а исправление ошибок требует подготовки детали к исходному состоянию и повторного выполнения работы. Применение стенда позволяет уделить максимальное количество времени на приобретение наиболее важных и сложных навыков по нанесению лакокрасочных покрытий, а именно настройка краскопульта для определенного вида лакокрасочного материала, правильное положение, скорость движения краскопульта относительно детали, расстояние от краскопульта до детали во время нанесения лакокрасочного материала, ведь именно эти навыки наибольшим образом влияют на результат и их сложнее всего приобрести. Стенд-симулятор имеет очень широкий функционал подсказок для приобретения навыков (появляющиеся подсказки при неправильном положении или движении краскопульта относительно детали, выделение цветом областей с толщиной покрытия меньше нормы, больше нормы и соответствующей требованиям в режиме реального времени) и множество функций для контроля результата (обозначение подтеков, шагрени, непрокрасов по каждому слою лакокрасочного покрытия, диаграммы и графики движения краскопульта относительно детали) и отслеживания динамики освоения навыков (автоматическая запись на съемный носитель результатов работы каждого обучающегося), обширный перечень деталей кузова и шасси легковых и грузовых автомобилей. Применение стенда-симулятора в образовательной деятельности позволяет за два-три занятия получить группе студентов или школьников знания и практические навыки по нанесению лакокрасочного покрытия на деталь автомобиля, пройти путь от первых неуверенных движений с краскопультом в руке до внимательной и осознанной деятельности, от простых деталей малого размера (крыло) до деталей большого размера и сложной геометрической формы (бампер), а контроль деятельности и результата проводить непосредственно во время выполнения задания и после его завершения, позволяя на начальном этапе исключить ошибочные действия и их повторение.
Помимо стенда - симулятора окраски деталей автомобиля в колледже автомобильного транспорта №9 применяются и другие современные стенды: для контроля геометрии кузова используется электронная измерительная система с оптической стерео­парой, для диагностики работы двигателя - сканеры с сенсорным управлением и беспроводным соединением с автомобилем, для обучения управлению транспортными средствами - тренажеры на базе легкового и грузового автомобиля.
Практическая значимость применения в образовательной деятельности современных стендов заключается в возможности ускорить приобретение навыков, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, реализовать личностно ориентированный подход, повысить мотивацию и интерес к выбранной специальности, проводить профориентационные мероприятия с учащимися разного уровня подготовки, повысить объективность оценки выполнения заданий. Также применение современных стендов исключает воздействие на обучающихся вредных производственных факторов, стенды являются безопасными для окружающей среды и, как следствие, не требуют применения средств индивидуальной и коллективной защиты и высоких эксплуатационных затрат.

Сергей НОВОСЕЛОВ,
мастер производственного обучения колледжа автомобильного транспорта №9