Интерактивная словарная работа
Какой учитель русского языка не слышал от обучающихся фразу: «Что? Опять словарная работа?» Думаю, что мои предметные коллеги понимают, о чем идет речь. Работа с орфографией в русском языке подразумевает частое обращение к проработке словарных слов и трудных случаев. Как правило, эта работа заключается в заучивании слов и написании словарных диктантов. После очередной неудачи моих пятиклассников (именно им в моей практике орфография дается с трудом) я села и задумалась: что я делаю не так? Вроде бы вся работа осуществляется по методике преподавания, а результаты порой можно сравнить с качелями - то высоко, то низко. Ответ пришел сам собой. На одной из перемен я обратила внимание, как мои ребята активно обсуждают игру на мобильном телефоне.
Ко мне пришла мысль, что такую скучную в понимании детей работу со словарными словами можно перевести в игру. На помощь пришли приложения в МЭШ, разработанные мною же и уже опубликованные коллегами. Детям предстояло выбирать правильное написание слов, решать филворды и кроссворды. Такой метод работы со словарными словами используется ежедневно в виде пятиминутной орфографической работы в начале урока. Теперь фраза, которая была упомянута вначале, сменилась другой: «Анастасия Дмитриевна, давайте поиграем!» И пускай детям кажется, что это просто игра. Важно то, что они заинтересованы в этом, а запоминание слов в игровом формате - это приятный бонус для любого словесника.

Нестандартные домашние задания
Помимо интерактивных заданий на уроках я стараюсь разбавить обычную домашнюю работу. Дети сами становятся составителями кроссвордов и филвордов, а также словарных и пунктуационных игровых карточек. В таких карточках дети на одной стороне пишут два варианта написания словарного слова (правильный и неправильный) или предложения с особым видом пунктуации (на местах постановки знака препинания ставятся цифры), а другая сторона становится решением поставленной задачи, то есть подразумевает правильный ответ. Но не просто ответ, а с пояснением или краткой вырезкой из правила.
И мои дети с успехом справляются со словарными диктантами и синтаксическими пятиминутками. И горящие глаза, с которыми обучающиеся сдают выполненное домашнее задание, - это радость для учителя.

Внеурочная деятельность и школьная газета
Думаю, в каждом классе есть ребенок, который замотивирован учиться, но по какой-то причине этот процесс ему дается с трудом. А иногда таких ребят несколько. В начале года я поставила себе задачу повысить грамотность данных обучающихся. Но стандартные методы работали не всегда. На помощь пришли часы внеурочной деятельности и давняя мечта создать школьную газету в 5‑6‑х классах. Мечта осуществилась, когда после объявления о начале работы школьной редакции ко мне пришли те самые дети, о которых я беспокоилась.
Работа с газетой подразумевает под собой поиск тем, написание текстов в разных жанрах публицистики и изучение их особенностей, верстку газеты (мы используем специальную программу), подбор фотоматериалов и редактирование своего произведения. Чтобы с пятиклассниками создать газету, посвященную, например, И.С.Тургеневу, мы с обучающими сначала отправились на виртуальную экскурсию по музею писателя в Москве (при помощи урока в МЭШ), затем посмотрели все своими глазами уже на реальной экскурсии в Доме Муму на Остоженке, изучили одноименное произведение, а затем выбрали темы, которые осветим в газете. Дети писали очерки о самом И.С.Тургеневе и отзывы о рассказе, сами создавали иллюстрации к изученному произведению.
Сначала обучающиеся не верили, что их работа будет хорошей, но, когда они увидели свежий номер газеты, напечатанный в типографии, их взгляды изменились. Ребята с большим удовольствием приходят после уроков на занятия по журналистике. А если мы будем говорить об УУД, здесь формируются все те же регулятивные, познавательные, личностные, а также коммуникативные навыки.

Конкурс чтецов по-новому
С параллелью шестиклассников мы провели Рождественский чемпионат по чтению вслух. Чемпионат - это не стандартный конкурс чтецов, когда дети учат лирические или прозаические произведения. Чемпионат - это новый подход к формированию читательских навыков. Но что же это такое?
Чемпионат по чтению вслух - это соревнования. Но дети соревнуются не в физических способностях, а в навыках грамотного чтения. Это постановка логических ударений в тексте, знание орфоэпических норм, постановка тембра голоса, четкости речи, а также работа над темпом чтения. Чемпионат подразумевает под собой отборочный и финальный этапы. В отборочный этап входят чтение текстов зарубежных и отечественных авторов, воспроизведение лирического произведения. Чтение прозаических текстов происходит в течение одной минуты. Стихо­творения читаются без ограничения времени. Важно понять, что перед обучающимися не стояла задача читать тексты на скорость. Это просто регламентирующий элемент чемпионата. Вся сложность чемпионата заключается в том, что тексты, которые ребята выбирали по воле случая, были им совсем незнакомы. Наверное, эта главная сложность, которая возникла у участников соревнований.
Ознакомить обучающихся с произведениями, которые не входят в школьную программу по литературе, стало еще одной задачей разработки мероприятия. Мне как учителю русского языка и литературы пришлось приложить немало усилий, чтобы найти тематические произведения. В качестве материалов для чтения у меня получилось пятнадцать карточек с текстами разных авторов (двенадцать для отборочного этапа, три для финального). Стихотворения и отрывки произведений использовались совершенно отличные друг от друга, авторы также не повторялись.
Жюри конкурса отметило, что задание, которое предстояло выполнить обучающимся, с трудом далось бы даже взрослому. Но шестиклассники показали замечательные результаты, а бальный отрыв между конкурсантами был минимальным. Теперь обучающиеся ждут повторения чемпионата.
Мы живем в веке новых технологий и изобретений, которые меняют мир. Современные школьники сегодня другие, ориентированные на игровые формы и задания в новом формате. Задача учителя не только учить, но и учиться самим.

Анастасия ЖДАНОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1383