Уникальность такой формы обучения в том, что технология не имеет аналогов в России и впервые интегрирует средства мультипликации в образовательный процесс. Использование персонажей известного мультфильма оправдано несколькими факторами: положительными героями, их известностью нескольким поколениям детей и взрослых, преемственностью сюжетных линий (новые эпизоды российского сериала создаются с учетом «советской классики»). За счет этого в процессе работы происходит активное вовлечение родителей, бабушек и дедушек непосредственно в образовательные ситуации с помощью знакомых с детства героев «Простоквашино».
Тематика учитывает интерес детей согласно видам деятельности, которые они могут выбрать самостоятельно в рамках одного тематического модуля. Предполагается работа по девяти тематическим разделам: «Семья», «Друзья», «Соседи», «Чувства и эмоции», «Мальчики и девочки», «Дети и взрослые», «Школа», «Интернет».
В школе №2098 программа «Простоквашино» была апробирована в совместной деятельности с Департаментом образования и науки Москвы и ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмульт­фильм» по трем модулям: «Друзья», «Школа», «Интернет».
Основной формой преподнесения материала стала игра, начавшаяся с сюрприза - посылки из «Простоквашино». Дети находят посылку, на одной из сторон которой нарисована картинка с обозначением темы модуля. Это означает, что вместе с героями мультфильма «Простоквашино» педагог, родители и дети будут изучать и рассматривать именно этот раздел. Изучение темы начинается с «Печки» (плаката в виде печки из мультфильма «Простоквашино», который размещается на магнитной доске) и двусторонних магнитов. Каждому из магнитов соответствует один из девяти видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд на улице и в помещении, конструирование из различных материалов, музыкальная, изобразительная деятельность, двигательная активность.
Одному ребенку или группе детей предлагается выбрать на «Печке» вид деятельности. После этого педагог достает из почтового ящика письмо, соответствующее этому виду деятельности, и рассказывает о заданиях, которые оно предусматривает. Все использованные функциональные и сущностные элементы обучения: вариативные сценарии, квесты, викторины, смена правил, пальчиковая гимнастика, тематические стихи и песни, настольные игры - способствуют развитию креативности, творческого мышления, побуждая ребенка реализовать свой потенциал, адаптируясь с ранних лет к стремительно меняющимся обстоятельствам.
Апробация проекта «Простоквашино» вызвала положительный интерес у детей, заинтересовала родителей. Дети занимались с воодушевлением, с удовольствием просматривали мультфильм «Простоквашино», знакомились с героями, с интересом выполняли задания с использованием современных игровых технологий. Вместе с героями из «Простоквашино» дети с удовольствием рисовали подарки для друзей и плакаты к Дню знаний, помогали Вере Павловне подготовиться к школе, конструировали парту мечты, побывали в роли учителя. Дети очень эмоционально откликались на все игровые ситуации, понравившиеся игры они организовывали в разные режимные моменты.
В игровом виде деятельности детям очень понравилась образовательная ситуация «Такие разные друзья». Через сравнение Шарика и Матроскина, а позднее сравнение друг друга, дети пришли к выводу о том, что различия совершенно не помеха для дружбы.
В коммуникативном виде деятельности дети были в восторге от образовательной ситуации «Раздаем wi-fi» и «Я - учитель». Дети брали интервью друг у друга, помогали своим новым друзьям решать различные проблемные ситуации, в которые попадали кот Матроскин и Шарик.
С большим интересом ребята слушали рассказы «Чемпионат в Простоквашино», «Без Интернета как без рук», «Школа знаний»; включались в обсуждение прочитанного, высказывали собственное мнение по содержанию прочитанного.
С помощью организации собственного чемпионата по прыжкам в длину детям и педагогу удалось отказаться от оценочной системы: длина прыжка измерялась не сантиметрами, а героями мультипликации. Дети прыгали вдоль ленты, к которой прикреплялись карточки с изображением персонажей мультфильма. Дети очень старались прыгнуть так же, как их любимый герой, и гордились своими достижениями.
Дети разучили и всюду напевали песенки про Интернет, школу; ознакомились с компьютерной гигиеной.
В различных образовательных ситуациях происходило усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Подобные практики способствуют развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личной и коллективной деятельности детей.
Благодаря существованию «старого» и «нового» «Простоквашино», знакомого не только детям, но и их родителям, бабушкам и дедушкам, технология получила возможность межпоколенной трансмиссии (культурного обмена между поколениями). Это позволяет сохранить прочную связь между родителями и детьми, способствует укреплению и гармонизации семейных отношений.
По окончании апробации была отмечена положительная динамика в социально-коммуникативном развитии дошкольников. У детей повысилась степень инициативности общения. Дети стали проявлять гибкость и предлагать не один вариант решения проблемной ситуации (как было ранее), а несколько. Родители отметили, что у детей появились новые друзья. Данные факты образовательной технологии «Простоквашино» позволяют судить об объективных возможностях коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Можно утверждать, что реализация программы позволяет детям успешно ознакомиться с окружающим миром, способствует развитию детской инициативы в совместных видах деятельности, творческих способностей, развитию диалогического общения со сверстниками, взрослыми, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами, усвоению нравственных норм и ценностей, правил поведения в коллективе, воспитывает культуру общения, формирует мотивацию к обучению, начальные навыки оценки и самооценки, учит искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций, самостоятельности суждений, умению взаимодействовать в команде сверстников и в дальнейшем легче адаптироваться к школе.

Людмила ВОРОБЬЕВА, педагог школы №2098;
Елена ГАПОШИНА, воспитатель школы №2098