Современная астрономия - одна из самых быстро развивающихся областей науки. Она чрезвычайно преобразилась с появлением информационных технологий. Объем знаний о планетах, звездах и галактиках растет с каждым годом, заставляя устаревать любые учебники. При этом каждый желающий, в том числе и школьник, может внести свой вклад в астрономию и сделать свое собственное открытие. Для этого нужны компьютер с доступом к Интернету, несколько простых программ и опытный педагог, который расскажет, как ими пользоваться. Ничто не может сравниться с радостью научного открытия. Это великолепный способ отвлечь школьников от компьютерных игр и показать им, как проводить время с пользой в увлекательно-познавательной форме.
В центре «Гермес» реализуется программа «Школа астрономических открытий», которая за неполный учебный год уже принесла несколько примечательных результатов. Уникальность наших занятий заключается в том, что на них используются снимки звездного неба, полученные в реальном времени на телескопах, расположенных на разных континентах и управляемых через Интернет. При этом учащиеся могут сами выбрать, какой участок неба они будут сегодня снимать.
Первое открытие в нашем кружке произошло в октябре 2018 года, через месяц после начала занятий. Восьмиклассница Арина Сорокина открыла новую переменную звезду в созвездии Павлина на снимках с 50‑сантиметрового телескопа T31 обсерватории Сайдинг Спринг в Австралии. Звезда оказалась пульсирующей переменной типа RR Лиры. Открытие было официально зарегистрировано в Международном реестре переменных звезд под именем Sorokina 1. Первооткрыватель имеет право назвать новый объект своим именем, и для многих ребят возможность увековечить свою фамилию на небе является огромным стимулом к дальнейшим поискам.
Следующее открытие оказалось более значимым. На занятии 14 января 2019 года Максим Малинин и Ангелина Якубова открыли вспышку сверхновой звезды в галактике в созвездии Летучей Рыбы. И снова нам помог телескоп T31 сети iTelescope.Net в Австралии. Мы уже снимали эту площадку в декабре 2018 года. Сравнивая новые снимки с изображениями, полученными 1 и 29 декабря, ребята заметили рядом с небольшой галактикой звездочку, которой там раньше не было. Мы назвали новый объект Germes-SN1 (первая сверхновая, открытая в Центре творчества «Гермес»).
Координаты нового объекта были отправлены на сервер обозначений транзиентов (TNS), который собирает информацию об открытиях сверхновых под эгидой Международного астрономического союза. Сверхновой было присвоено обозначение 2019sm. А уже на следующее утро руководитель кружка опубликовал сообщение об открытии школьников на сайте «Телеграмма астронома» (The Astronomer’s Telegram), который читают тысячи астрономов по всему миру. Далеко не все студенты астрономических отделений университетов имеют публикации, учась на втором или на третьем курсе. А здесь соавторами научной телеграммы стали ребята в возрасте 11 и 13 лет!
Открытие сверхновой школьниками - исключительно редкое событие. На Земле и в космосе работают десятки профессиональных обсерваторий, которые снимают практически все небо в среднем каждые двое суток. Такие поисковые обзоры находят несколько тысяч сверхновых в течение года, и лишь несколько десятков новых объектов достаются любителям астрономии со скромным оборудованием. Безусловно, в любом таком открытии есть элемент везения. Но неспроста говорят, что удача приходит к подготовленным. Наше открытие стало возможным благодаря регулярности наблюдений и грамотному выбору площадки для съемки. Большинство крупных телескопов работают в Северном полушарии, где с ними конкурировать очень сложно. Поэтому мы выбрали область неба в Южном полушарии, которая недоступна наблюдениям из США, Канарских и Гавайских островов.
Безусловно, за цифровыми технологиями будущее, в том числе и в астрономии. Однако большинство астрономических кружков до сих пор ограничиваются изучением звездного неба таким, как оно видно нево­оруженным глазом. Визуальные наблюдения - азбука астрономии, но нельзя всю жизнь читать только азбуку. Разумеется, без азбуки тоже нельзя! Поэтому в программе нашего кружка уделяется внимание нестареющей классике - созвездиям, планетам и искусственным спутникам Земли. Мы используем на занятиях программы-планетарии Стеллариум и СтарКалк, карты звездного неба и интерактивный глобус. При выборе площадок для съемки неба незаменимым оказывается сервис Simbad на сайте Страсбургского университета во Франции. На первых занятиях ребята проходят интерактивные викторины в уникальном познавательном комплексе «ТрансФорс», который производит огромное впечатление благодаря широкоформатной компьютерной графике. Для поиска новых объектов на снимках мы используем мультимедийный проектор с большим экраном в классе с плотно закрытыми окнами. Ребята, которых еще недавно было не оторвать от смартфонов, теперь готовы в течение целого урока искать новые объекты на снимках и с нетерпением ждут новых снимков. В феврале 2019 года мы стали участниками Международной астрономической поисковой кампании IASC и нашли 10 новых астероидов на снимках с телескопа Pan-STARRS, установленного на Гавайях. Мы надеемся, что некоторые из наших астероидов получат постоянные обозначения и порядковые номера, после чего ребята смогут назвать их по своему выбору. Пока же наши открытия носят предварительные обозначения вроде GRMS002, GRMS007 или GRMS018.
Наши занятия на реальных примерах показывают, что современная астрономия - живая и динамичная наука. В процессе поиска новых объектов ребята не только изучают звездное небо, но и подтягивают свой уровень математики и физики. Кроме того, они получают навыки работы в команде, которые пригодятся им во взрослой жизни. А некоторые из наших учеников уже внесли свой вклад в мировую копилку знаний. Они могут по праву гордиться своими открытиями и рассказывать о них родителям, друзьям и учителям. В результате мы совместными усилиями поднимаем престиж образования и науки.

Денис ДЕНИСЕНКО,
педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Гермес»