В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Начинаем работу с первого года обучения. Первоклассников легко заинтересовать. На одном из первых собраний я знакомлю родителей с особенностями исследовательской работы в первом классе. Рассказываю о том, что ребенок будет активно участвовать в исследовательской деятельности, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно. Стараюсь организовать работу так, чтобы большая ее часть не ложилась на плечи родителей, но родители были моими союзниками и помощниками.
В выборе темы для первого исследования опираемся на интерес ребенка и сферу знаний родителей. Тема должна увлечь первоклассника, но и родители должны хорошо ею владеть. Сама тема может возникнуть из бесед с ребенком о его интересах или из его вопросов «почему?»: «Почему поют птицы?», «Почему сахар сладкий?», «Почему сыр желтый?», «Откуда дует ветер?», «Кто красит листья в зеленый цвет?» и т. д. Тему могут сформулировать и сами ребята: «Превращение молока», «Тайна пения птиц», «Что рассказывают следы на снегу». В беседах же рождаются цели и задачи научной работы, выдвигается гипотеза. Хорошо посмотреть фильм по теме или прочитать книгу, рассказать об историях из своего детства.
Когда цели и задачи поставлены, пришло время для наблюдений, экспериментов и опытов. Это наиболее интересная и любимая часть работы для ребят. Самые простые и не затратные по времени эксперименты «Соломинка-пипетка», «Невидимые чернила», «Цветная капуста», «Кристаллические леденцы».
Важно после каждого проделанного опыта, наблюдения или знакомства с информацией по теме исследования делать выводы, не забывать сопровождать исследования сбором фото- и видеоматериалов. В начале первого класса ребята еще не могут оформить исследование, а фотоматериалы помогут им рассказать о проделанной работе. К концу первого класса мы оформляем наши исследования в небольшие доклады, книжки-малышки, делаем фотопрезентации.
Природная любознательность толкает ребенка на путь исследователя независимо от уровня его знаний. В будущем исследованиями увлекаются ребята независимо от уровня успеваемости. Многим работа над проектами помогает стать более собранными, внимательными, целеустремленными, успешными, дает благоприятную почву для развития креативности, а также творческого и дивергентного мышления. Исследовательская работа мотивирует их устранить пробелы в знаниях, а главное - поверить в свои силы, получить возможность прикоснуться к исследовательскому типу мышления. Важно проходить все стадии исследовательской работы - от формулировки темы и выдвижения гипотезы до публичного выступления.
В четвертом классе больше внимания уделяется оформлению исследовательского проекта и его презентации. Обращаем особое внимание на требования к оформлению работы как в текстовой форме, так и в форме презентации, знакомимся с особенностями восприятия цвета, фона, шрифта, работаем над постановкой темпа и тона устной защиты, учимся выступать перед большими ауди­ториями.
Ежегодно в МАОУ «Юридическая гимназия №9 имени М.М.Сперанского» проводится научно-исследовательская конференция, лучшие исследовательские работы представляются на муниципальном уровне. Для юных исследователей положительная оценка очень важна. Благоприятная атмосфера и доброжелательность помогают ребятам почувствовать себя успешными, социально адаптированными, самостоятельными людьми.
Мои выпускники продолжают заниматься исследовательской работой и по окончании начальной школы. Они являются участниками областных исследовательских конференций и конкурсов уже под руководством учителей основного и среднего общего образования. И входя первого сентября в свой новый первый класс, в первую очередь я вижу юных исследователей, которые с каждым годом становятся все пытливее и креативнее. После первых проведенных опытов они нередко с удовольствием восклицают: «Я - исследователь!»

​Светлана СВЕТЛИЧНАЯ, учитель начальных классов юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского, Ростов-на-Дону