Изучению шахмат как науке нужно посвятить много времени и сил, но всегда останется много неизведанного. Для кого-то эта игра становится приятной и полезной формой досуга, а для кого-то неотъемлемой частью жизни, сферой непрерывного развития и самореализации. В рамках проекта «Шахматы в школе» мы только открываем ребенку мир шахмат. А какое место они займут в дальнейшей жизни ребенка, решать ему самому.
История увлечения шахматами в нашей школе началась еще в 2003 году, когда в 6‑й «А» класс пришла девочка, имеющая спортивный разряд по шахматам. Одноклассники предложили устроить турнир, чтобы узнать, насколько она сильна в шахматной игре (оказалось, что очень сильна). Затем турниры стали проводиться между классами в параллелях и по возрастным группам. Интерес к шахматам проявляли ученики всех возрастных групп - и первоклассники, и одиннадцатиклассники. Если оказывалось много желающих, парты выносили в фойе. Дети с нетерпением ждали каждой следующей игры. С помощью учителей математики и физической культуры были организованы школьные команды для участия в окружных соревнованиях. Мы стали проводить и совместные турниры для учеников, их родителей, бабушек и дедушек. В одном из таких турниров по нашему приглашению принимал участие гроссмейстер из шахматного клуба им. М.М.Ботвинника. Он провел сеанс одновременной игры, который оставил незабываемые впечатления.
Сегодня «Шахматы в школе» - это успешный городской проект, цель которого - «создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста». Для его реализации мы закупили учебные пособия и инвентарь, оборудовали просторное помещение, где можно играть в шахматы и на переменах, и на внеурочных занятиях. Школьный шахматный зал неоднократно принимал различные этапы городских и районных турниров, в которых участвуют и наши ученики.
Василий Сухомлинский писал, что «шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». С ним сложно не согласиться.
Наш опыт показывает, что занятия шахматами в старших группах детского сада и в начальной школе хорошо развивают у ребенка способность принимать ответственные решения, логически мыслить, анализировать и сопоставлять; тренируют память, воображение, выносливость; развивают такие качества, как воля к победе, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость; воспитывают уважение к окружающим, их труду и точке зрения. А знакомство с историей и достижениями советских и российских шахматистов формирует в ребенке гордость за страну.

Екатерина ПАРШИНА, директор школы №1950, Москва