«Посадить на подвоз»

Говорят, что в таких условиях - малочисленности детей, печного отопления, нестабильной связи - какой Интернет, если телефон не всегда исправен, качественно и сообразно федеральным стандартам учить невозможно. В таких условиях региональная власть не принялась строить новые школы или ремонтировать прежние, а намерена закрыть несоответствующие стандартам маленькие и большие школы, с тем чтобы детей (далее термин сугубо региональный) «посадить на подвоз» (см. видео).

Это значит, что школьников планируют возить в более крупные школы, расстояние до которых не превышает 30 минут пути. Такая модель уже работает в Ледмозере, где осенью 2018 года открыли современную школу. Рассчитана образовательная организация на 330 детей. Туда перевели учеников из Тикши, поселка Ледмозерского поселения, где находилась собственная деревянная школа. Для детей закупили новую маршрутку. Правда, дорога, по сообщению брата одной из учениц школы, занимает не положенные 30 минут. «Дети должны приезжать домой в 16.00, а приезжают в 17.00, - сообщил «Учительской газете» Николай П. (имя изменено) - Случается, что школьники остаются дома. Успеваемость детей снизилась. С детьми там никто не занимается должным образом. Питание дорогое, воду носят из колодца, еще и деньги с родителей берут по 500 рублей в школьный фонд. Дороги разбитые - трактор постоянно ломается, пытаются чистить, конечно, и подсыпают даже. Думаю, что еще хуже будет, апрель впереди, дороги поплывут».

О дорогах

Дороги в Карелии - еще одна болевая точка. Если бы в северной республике они были, то местные жители отпускали бы детей в крупные школы охотнее. Вот и в Савиновской школе Пряжинского национального района, которую местная власть предупредила о закрытии, опасаются: для учеников дорога до школы в Ведлозере станет испытанием. Школьники 5 9 х классов обучаются в соседнем поселке, куда добираются на школьной «газели». Директор Савиновской школы-сада Ирина Евсеева говорит о том, что понадобится автобус на большее количество мест, но транспорт еще не куплен. С дорогами прежнее - чистят не всегда, самое опасное время - весенняя распутица, когда время подвоза растягивается на час и более. По силам ли сельским ребятам начальной школы по суровому карельскому климату такое испытание? Муниципальная власть в лице главы района Романа Петрова говорит уверенно: «Да». Учителя, родители, бывшие выпускники не согласны.

Взрослые помнят, как жили в пришкольных интернатах, добирались до школы на автобусах, ждали на дороге ранним утром приезда водителя... Для собственных детей ничего подобного родители не хотят, тем более когда в деревне работают детсад и начальная школа. Умещаются они в небольшой избе! Здесь топятся печки, проведена вода, и туалеты сделаны по финской технологии, а вот Интернет пару лет назад школе оплачивать перестали. Директор установила мобильный, за который платит сама. О детях говорит коротко: «Это дело моей жизни!» Савиновская школа отметила 120 лет. И каждый из последних десяти здесь ждали... закрытия (см. видео).

Кажется очевидным…

«Так быть не должно!» - восклицает жительница села Ведлозеро, которое находится неподалеку, Наталья Антонова - координатор языкового гнезда N`apukat в общественной организации «Дом карельского языка» (материал о том, как карельские дошколята изучают родной язык, опубликован в «УГ» №45 от 6 ноября 2018 года).

«Кажется очевидным решение: взять и закрыть. Но почему не повернуть вопрос в такое русло, чтобы создать условия для возвращения сюда хотя бы трети уехавших? - спрашивает Наталья, которая работала в Министерстве национальной политики, но работе чиновника предпочла общественное служение. - В деревне Савиново уютная и крепкая школа-сад, которую посещают восемь дошкольников и три школьника. Если добавить сюда госуслуги в области культуры и народного образования, получится креативный сельский дом, единственный на савиновскую округу. Печное отопление здесь будет не бельмом на глазу, а изюминкой и частью местного уклада жизни».

«Домой не вернутся!»

Такие же вопросы задают и в соседнем селе Крошнозеро. Здесь, напротив, здание школы каменное, двухэтажное. Содержать дорого, констатируют чиновники. А Ирина Богданова, директор Крошнозерской школы, замечает, что у детей, которых подвозят в школу, рабочий день длится дольше, чем у взрослых. Школьники выключены из воспитательного процесса и из жизни семьи. У интерната, в Карелии действуют 11 пришкольных интернатов, есть издержки, считает директор: «Ребенок из интерната домой не вернется. Это стопроцентно!» Говоря о состоянии здания, Ирина Богданова уверена, что, если школу закроют, через пару лет от крепкой конструкции останутся одни руины. В администрации Пряжинского района обещают открыть в этом здании дом престарелых, но местные жители уверены: это слова, за которыми не поиск решения, а желание сэкономить.

Калевальский район: оптимизировать нечего

Иное отношение к предложению региональных властей оптимизировать в Калевальском районе, расположенном на границе с Финляндией. Глава Калевальского национального района Валентина Булавцева уверена, что ни одну из пяти школ района закрыть нельзя. Образовательные организации расположены друг от друга на расстоянии, превышающем 60 километров, то есть нормативы подвоза соблюдены не будут. Дороги здесь становятся сносными зимой, а осенью и весной превращаются в размытые направления, пробраться по которым способны не все машины. Валентина Ильинична уверена: идея строительства интерната району не подходит. «В Калевале нужно создавать или пристройку к школе, или новое здание образовательной организации», - считает она.

Строительство пристройки и ремонт спортзала - вот главные стратегические задачи, считает директор Калевальской школы Светлана Беляева. Отвечая на вопрос о пришкольном интернате, директор говорит: «Училась в интернате, после того как окончила девять классов в Кепе. Ничего хорошего о двух старших классах, вернее проживании в интернате, сказать не могу. Дети должны жить и учиться дома. Это единственная возможность сохранить семьи и поселения»...

Согласна с этими слова и директор основной школы в Кепе Марина Вдовина. О том, как живет сельская школа, «Учительская газета» рассказывала в №51 от 20 декабря 2016 года (материал «Печка + Интернет»). «Количество детей снижается, - констатирует директор школы. - В этом году приехала семья из Петербурга. Ребенок учится в начальной школе. В школе работает дошкольная группа, но родители, многие из которых не работают, пользуются любой возможностью, чтобы не приводить детей в садик - сэкономить». 

В этом году в школе начались проблемы с водопроводом. Теперь воду здесь приносят в ведрах и бочках, чтобы обеспечить чистоту туалетов. Несмотря на трудности, Марина Вдовина продолжает искать учителей для школы, участвует в выездных семинарах. Так, учителя поселка Пушной в Беломорском районе поделились с коллегами из Кепы методикой организации неклассно-урочной организации обучения (читайте о методике в «Учительской газете» №7 от 12 февраля 2019 года, «Расписание в форме ленты»).

Предложения есть!

В феврале 2019 года, после проведения седьмого республиканского Дня сельской школы в Петрозаводске, куда приехали представители каждого района республики, появился свод предложений о том, как жить в эпоху перемен. Над составлением документа трудились педагоги-практики, которые о жизни негородской школы знают не понаслышке. Так, Ассоциация сельских школ предлагает не детей «сажать на подвоз», а реализовать в районах программу «Мобильный учитель». Пересмотреть планы по закупке неудобных школьных автобусов «ПАЗ», пересчитать зарплаты сельских учителей без сумм на коммунальные платежи и финансово обеспечить достижение установленного показателя без фальсификаций и его искусственного подтягивания за счет коммунальных льгот. Но самое главное - Ассоциация сельских школ предлагает объявить мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций в Карелии, предложенные Министерством образования РК, на год. 

За это время эксперты рекомендуют провести комплексный анализ ситуации на уровне региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной школы. Предложение поддержал и Профсоюз работников образования Карелии. Председатель профсоюза Евгения Макарова согласилась с тем, что ожидаемые экономические и педагогические эффекты от такой скоропалительной оптимизации будут сомнительны. Ассоциация сельских школ Карелии и Профсоюз работников образования Карелии выступили с предложением организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы заинтересованных представителей общественности. 

...а обсуждения нет!

Предложения участников круглого стола направили в адрес правительства Карелии и Законодательного собрания РК. Предполагалось, что итоговый документ учтут при подготовке правительственного часа в парламенте, посвященного проблемам сельских школ. Но обсуждение, запланированное на 27 марта 2019 года, вновь перенесли. Это произошло «из-за невозможности присутствия основного докладчика». Возможно, перенос обсуждения связан с отставкой министра образования Карелии Александра Морозова, который еще в 2016 году назвал сельские школы «живопырками».


Статфакт
  • Школьный транспорт в Карелии перевозит более трех тысяч детей, что составляет пять процентов общего количества карельских школьников.
  • По карельским дорогам каждый день курсируют 109 школьных автобусов, а в 92 школах республики действуют школьные автобусные маршруты.
  • С 2015 по 2017 год в регионе заменено 37 школьных автобусов, в том числе три за счет средств бюджета муниципальных районов.
  • В Карелию в этом году поступят 14,5 миллиона рублей по цифровому нацпроекту. Начинается отбор семи пилотных школ, которые получат по два с лишним миллиона. Информации о том, что средства получит хотя бы одна сельская школа, нет.
  • Число детей, обучающихся в сельских школах, сокращается ежегодно на 250 человек.

Прямая речь

Наталья АНТОНОВА, координатор языкового гнезда N`apukat в Общественной организации «Дом карельского языка», Ведлозеро, Карелия:
- Я за сохранение школ, школ-садов! Не только как образовательных организаций, но и как инфраструктурных объектов маленьких сел и деревень. В Карелии не так много осталось таких объектов. То, что сейчас происходит, - это не оптимизация, это ликвидация и мракобесие. В небольшой деревне нужно хотя бы одно помещение, связанное с образованием, культурой и госуслугами в этой области. Это ведь не так много в контексте российских ресурсов! Наши деревни достойны теплого здания, которое можно «начинить» кружками, профориентационным образованием, организованным досугом, социальными и языковыми проектами. Чтобы каждый, кто живет в деревне, чувствовал себя гражданином России. Сельская местность - это не Россия?

Елена МИХАЛЕВА, в прошлом учитель Валаамской (оптимизированной) школы, педагог дополнительного образования, Карелия:
- Проработала совместителем в сельской школе 13 лет. С проблемами знакома и изнутри, и со стороны. Минусы сельской школы общеизвестны: не хватает кадров, слабое качество их подготовки, слабая материальная база и как следствие якобы слабая подготовка учеников. Про подготовку тоже могу поспорить. Про материальную базу: в школу не вкладывались десятилетиями, а теперь ей же и предъявляют претензии? Выпускники нашей сельской школы, настроенные на получение образования, учатся в школах не только в райцентре, но и в Москве, Петербурге, Петрозаводске. Есть медалисты, поступают на бюджетные отделения, есть бакалавры и магистры с красными дипломами. С благодарностью вспоминают учителей и нашу маленькую дружную школу. Убеждена: сельская школа не так плоха, как пытаются представить. Чиновникам проще контролировать одну стандартную школу, чем несколько нестандартных.

Андрей ЮСУПОВ, выпускник Ряймяльской школы в Карелии, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга:
- Жители деревни Ряймяля категорически против закрытия и реорганизации школы! Ряймяльская школа - это не просто место, где учатся дети, это место социального притяжения, и если закрыть школу, то вы закрываете деревню! Там и так все очень плохо. Все, что там ни делается, - это страшно смотреть. Поставили много лет назад газовую котельную, а газ так и не подвели. Каждый раз хоть не приезжай! Но если школа закроется, деревня окончательно вымрет. Конечно же, мы хотим, чтобы в Салми (соседний с Ряймяля поселок в Питкярантском районе Карелии. - Ред.) построили новую школу, потому что, если в Салми не построят новую школу, Салми вымрет, так же как Ряймяля. Слово «вымрет» не просто так говорю. Заглянул в демографический справочник: за 12 лет сельское население Карелии сократилось на 30%! Это демографический коллапс! Закрывать школы в таких условиях - это как у тяжелобольного человека удалять здоровый орган. 

Карелия

Фото автора и из архивов образовательных организаций