Часто к психологу обращаются родители детей, испытывающих в детском саду различные сложности, связанные с обучением, дисциплиной и общением со сверстниками. Дети импульсивны, им сложно ждать своей очереди, они не могут играть в спокойные игры, не могут сосредоточиться на задании и закончить его, бросают одно занятие и начинают другое.
Одной из проблем оказывается не только то, что такой ребенок сам не занимается, но и то, что он мешает другим детям. В результате ребенок получает замечания во время занятий, его одергивают, иногда ругают.
Монтессори-среда - это целый мир, наполненный интересными для ребенка предметами, где предоставляется возможность свободы выбора познавательной деятельности. Она разделена на зоны и наполнена специальными дидактическими материалами и пособиями, занимаясь с которыми, ребенок разносторонне развивается. Все расположено таким образом, что ребенок может самостоятельно это достать и начать работу.
Одной из особенностей в процессе обучения гиперактивного ребенка является низкий уровень концентрации внимания. Дети моментально переключают внимание с одного объекта на другой, берут учебные материалы и тут же теряют к ним интерес. При этом гиперактивные дети могут достаточно долго концентрировать внимание на тех видах деятельности, которые им интересны. В Монтессори-среде ребенок из всего многообразия пособий и материалов может выбрать именно то, что интересно ему в данный конкретный момент, и заниматься определенным делом так долго, как хочет. После этого ребенок может сделать паузу и переключиться на другой вид деятельности. Кроме того, именно в Монтессори-среде дети имеют возможность наблюдать за деятельностью других. Это приводит к тому, что ребенок концентрирует внимание на процессе и через какое-то время сам начинает интересоваться соответствующим пособием.
Маленьким непоседам трудно ждать своей очереди, контролировать себя: они любят немедленно получать желаемое. В Монтессори-среде дети знакомятся с правилами поведения в группе, узнают о необходимости ожидания. Во время ожидания они могут понаблюдать за ребенком, который в данный момент занят тем, что их интересует; могут на время заняться чем-то другим; могут спросить разрешения ребенка и присоединиться к нему, чтобы работать вместе.
Наблюдение за деятельностью других детей учит гиперактивного ребенка оценивать их эмоциональные состояния. Через наблюдение за другими ребенок начинает видеть, что не только ему хочется играть или заниматься чем-то определенным, но и другим детям тоже. Таким образом, ребенок учится ждать, пока другие дети закончат работать с пособием.
В Монтессори-среде дети часть времени работают за столами, а часть времени проводят на полу. Не секрет, что гиперактивным детям сложно во время занятия сидеть на одном месте и быть внимательными. Они отвлекаются, ерзают на стуле, постоянно роняют карандаши, бумагу, ножницы, поднимают их с пола и так до бесконечности. Работа в Монтессори-среде позволяет такому ребенку находиться в движении, которое ему необходимо, и при этом достаточно эффективно обучаться. Кроме того, ребенок, работая самостоятельно, может позволить себе сделать необходимую паузу и продолжить работу без ущерба для процесса обучения, ведь дети во время занятий имеют тенденцию «выключаться» из образовательного процесса, поскольку их мозг нуждается в отдыхе. Такое «выключение» мешает ребенку получать знания, он теряет нить объяснения педагога, ему сложно понять, о чем идет речь.
Среда Монтессори дает возможность ребенку самому регулировать собственное эмоциональное состояние: работа в сенсорной зоне, где переливают воду из сосуда в сосуд, пересыпают крупу с помощью воронки, перекладывают шарики пинцетом. Такая деятельность помогает справиться с тревогой, которую большинство дошкольников испытывают в новом помещении, в незнакомых условиях. Занятия в этой зоне помогают ребенку научиться концентрироваться на задании, доводить дело до конца, при этом само содержание работы носит психотерапевтический характер.
Монтессори-среда дает возможность гиперактивным детям обучаться среди других детей, не мешая им, предоставляя каждому ребенку необходимую свободу и при этом обучая соблюдать правила, учитывать интересы окружающих. Принципы, сформулированные Марией Монтессори, позволяют педагогам применять индивидуальный подход к каждому ребенку: дети легче социализируются и успешнее развиваются.

Кристина ДОМНИНСКАЯ,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы