Наиболее благоприятным периодом для формирования представлений о времени является четвертый год жизни. Постоянно обращаясь к обозначению временных отрезков в режиме дня ребенка, наблюдая смену сезонов, оснащая среду разного рода часами (песочными и водными), таймерами, можно достаточно успешно учить дошколят судить о времени, следить за его эффективным использованием повседневно. По опыту своей работы хорошо знаю, что эта тема является очень трудной для освоения дошкольниками, поэтому решила посвятить работе над этой темой текущий учебный год.
Так появился проект «Время твоей жизни». Для воспитателей рисунок «Время моей жизни» в мечтах и в реальности может способствовать анализу и оптимизации использования рабочего времени педагога. Для родителей аналогичная техника может помочь выявить то, сколько реального времени уделяется ребенку, семье, самообразованию.
Для реализации данного проекта в летний оздоровительный период мною была нарисована картина-схема под рабочим названием «День - год», которая и явилась игровым полем для новой настольной игры. Игровое поле в основном похоже на круги из уголков наблюдения для дошкольников, но принципиальное отличие заключается в том, что в одном круге находится и шкала «День - ночь», и шкала «Дни недели», и шкала «Сезон - месяц».
Желательно, чтобы игровое поле было большим. У меня оно составляет в диаметре около 80 см и висит в кабинете, как картина, но в группах я пользуюсь распечатками формата А4. Игра дополнена жетонами четырех цветов треугольной формы (три месяца в каждом сезоне): синий - зима, зеленый - весна, красный - лето, желтый - осень. Жетонов круглых, с изображением игрового поля, 18 штук (распечатка «кошелек»). Я объясняю, что человек в 18 лет считается взрослым и может создавать семью. Игроки ставят спиннер (спиннер является главным мотивирующим средством в самом начале игры) в центр и раскручивают его, как волчок, по метке определяют сезон, который выпал. Нужно сказать предложение про это время года, не повторяя предыдущие версии, после этого взять жетон нужного цвета. Четыре жетона разных цветов обмениваются на круглый жетон с изображением игрового поля, это означает, что у тебя есть год. Победителем становится обладатель большего количества лет, в процессе игры разрешается обменивать два одинаковых треугольных жетона на один нужного тебе цвета, что способствует более активной коммуникации и заставляет ребенка анализировать и прогнозировать ход дальнейшей игры. Когда спиннер крутится, я неустанно повторяю детям, что минуты складываются в часы, дни, ночи, сутки, недели, месяцы, сезоны и годы, время неумолимо идет вперед. Большое игровое поле позволяет лучше видеть все шкалы, на которые я указываю. Нужно отметить, что дополнительные шкалы помогают ребенку строить более разнообразные речевые высказывания, например: «Летом по воскресеньям мы ездим купаться на пруд», «Весной есть такой праздник - чистый четверг», «Зимой дни короткие, а ночи длинные». Дети отмечают, что полезно уметь читать и знать дни недели и месяцы года для успешного придумывания нового предложения. Дополнительно в игре присутствует мотив роста: «У меня еще один год появился, а в 18 лет считают уже взрослым».
Игровыми полями меньшего формата были обеспечены старшие и подготовительные группы нашей образовательной организации. Правила игры обсуждались с детьми. Время на обдумывание ответа отмерял таймер. Иногда трудно было остановить игру, так как всем детям хотелось заработать больше жетонов.
Когда участников больше пяти, становится трудно сохранять интерес к игре, поэтому, если желающих поиграть много, можно объединять детей в микрогруппы.
Воспитатели в течение дня, обращая внимание на игровое поле, задают детям вопросы:
- Какое время суток сейчас?
- Сколько сейчас времени? Задайте этот вопрос разным взрослым.
- Что обычно делают в это время дети и взрослые?
- Что длиннее - месяц или неделя, день или сутки?
- Какой день недели сегодня?
- Какое время года? Какой месяц, какое число?
- У кого сегодня день рождения? Какая погода в этот день была в прошлом году?
- Отмечают ли в этот день какой-нибудь праздник?
К детям постепенно приходит понимание того, что время никогда не останавливается и про один момент жизни можно сказать очень многое, например: «Сейчас утро, 8 часов 5 минут, мы в это время идем на зарядку, а родители спешат на работу, сегодня 27 сентября, время года - осень. Сегодня отмечают день воспитателя. В прошлом году в этот праздник детский сад был украшен по-другому, а в этом году в коридоре стены покрасили в голубой цвет. После второго завтрака мы будем показывать концерт нашим воспитателям (это будет в 10 часов 30 минут утра)».
Для демонстрации того, как идет время, у меня уже много лет есть самодельный волчок времени. Дети охотно запускают его и следят, сколько по времени крутится волчок. Во время соревнований спрашиваю:
- Может ли волчок крутиться минуту, час, день и так далее?
- Можем ли мы играть, рисовать, беседовать целый час, сутки, неделю?
Хочется надеяться, что проект «Время твоей жизни» поможет детям лучше ориентироваться во времени, научит их чувствовать время и ценить его. Еще рано подводить итоги, некоторые техники мною еще не опробованы, но мне хочется поделиться планами и идеями, чтобы другие смогли включиться в процесс и добиться своих результатов. Время своей жизни нужно тратить разумно.

Марина ЛАВРЕНКО,
педагог-психолог школы №1392 имени Д.В.Рябинкина