Здания старой постройки: спальни были полностью заняты стационарными кроватями и использовались только для сна, мебель стояла по периметру комнаты, шкафы, столы и стулья занимали много места. Помещения дошкольных групп не только неэффективно использовались, но и создавали риски при возможных экстремальных обстоятельствах, например, если нужна эвакуация при пожаре или других опасностях. Кроме того, твердые элементы кроватей, сами их конструкции создавали повышенный риск получения травм. Предметно-пространственная среда у нас тоже была выстроена типичным образом. Места для игр оставалось очень мало. Назрела необходимость преобразования всего пространства, превращения его в трансформируемое и вариативное.
Начали с того, что ознакомились с опытом других школ, в которых уже прошла реновация, рассмотрели приемлемые варианты. В 2018 году пригласили дизайнеров из колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26. Они изучили помещения, выслушали наши пожелания и через некоторое время представили на рассмотрение два проекта с установкой подиумов, один из которых мы и выбрали. Дополнительно к кроватным подиумам заказали мобильную мебель, штабелируемые стулья, модернизировали раздевалку.
Провели мы и предварительную работу с родителями: было много вопросов, на которые постарались ответить. Все вместе обсудили аргументы «за» и «против» и все же решились на изменения.
Подиумы установили в течение выходных дней. Поначалу некоторые родители все еще сомневались, смотрели на преобразования с опаской. Мы пригласили их все посмотреть, пофотографировать, объяснили назначение каждого элемента нового пространства. Они увидели своих детей на подиумах, оценили, насколько им комфортно и безопасно, насколько малышам это нравится. Сомнения пропали, и началась новая жизнь: появление подиумов увеличило пространство игровой комнаты, появились игровые центры, которые прежде было попросту некуда поставить, спальня превратилась в место для игр и занятий, появился простор для движения, изменился интерьер, добавилось красочное оформление. На подиуме в группе оборудовали уголок уединения, где разместили много подушек. Дети могут уединиться, полежать и посидеть, посмотреть книжки, поиграть в конструктор и машинки. На подиуме можно создать любую постройку, и она будет защищена от того, что ее кто-то разрушит, здесь можно играть в любую настольную или сюжетную игру. Такие конструкции дают детям возможность самостоятельно создавать игровые зоны и обживать их по своему желанию. Педагоги используют подиум и как площадку для игр и развивающих занятий с детьми, и как место для просмотра мультфильмов.
Детям нравится спать на подиумах. Каждое место оборудовано разделительным мягким модулем. Все хотят спать именно на подиуме, хотя для желающих есть и отдельные легкие выдвижные кроватки. Постельные принадлежности хранятся в специальных мешках-сумках, которые имеют свой индивидуальный номер и размещаются тут же, на стене в спальне. Матрасы убираются в ячейки, оборудованные в подиумах.
Преобразовано и модернизировано пространство раздевалок. Обычные детские шкафчики для одежды заменили на индивидуальные вешалки и ячейки для головных уборов. Сшили удобные мешки для личных вещей, научились правильно размещать одежду. Стала рационально использоваться площадь раздевалки, кажется, что она даже увеличилась. Экономят пространство и передвижные столы, которые можно легко перемещать по группе, тумбы на колесиках, модули для хранения игрушек, штабелируемые стулья.
В группе стало просторно, уютно и комфортно для игр и занятий детей. Теперь у нас уже нет упущенных возможностей для роста образовательных результатов, пропали страхи за безопасность и комфорт детей, а та развивающая среда, которая появилась в дошкольных группах, помогает педагогам в повседневной работе.

Татьяна СТЕШИНА,
старший воспитатель школы №2117