Одним из важных направлений при работе с дошкольниками, имеющими системные речевые нарушения, является развитие слухо-зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности. Общепризнанным и эффективным способом формирования этой скоординированности является проведение музыкально-ритмических занятий, то есть логоритмика.
Важным моментом является то, что помимо развития речевых процессов логоритмика способствует развитию не менее важных и значимых неречевых процессов, а именно развитию крупной и мелкой моторики, координации движений, развитию пространственной организации движений, чувства темпа и ритма, слухового внимания, таких психических процессов, как память и внимание.
Понимая важность проведения подобных занятий, сотрудники школы приняли решение искать новые формы работы с воспитанниками.
На основе изучения научной литературы по логоритмике (Г.А.Вол­ко­ва, И.С.Лопу­хи­на, М.Ю.Картушина, О.В.Бур­ла­ки­на, А.Е.Воронова, Н.Ю.Кос­ты­ле­ва и др.) учителем-логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре нашей школы был разработан комплекс данных занятий, учитывающих возрастные возможности и индивидуальные особенности детей разного возраста: от средней до подготовительной группы.
Получились систематизированные занятия по логоритмике для детей дошкольного возраста с ОВЗ, полностью соответствующие лексическому планированию логопедических занятий, включающих работу над закреплением гласных звуков в определенной последовательности. Все музыкально-ритмические упражнения подчинены соответствующей лексической теме.
Структура логоритмических занятий включает в себя различные виды ходьбы под музыку, упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, элементы фонетической ритмики, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, физкультминутки, задания на развитие пространственной ориентировки, кинестетических ощущений, игровые упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, речевые и музыкальные игры, а также упражнения на релаксацию под музыку. Также занятия включают в себя задания на развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений и коммуникативные игры.
При подготовке и проведении логоритмических занятий обязательным условием является взаимодействие всех специалистов, осуществляющих этот коррекционно-развивающий процесс, - учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре - с целью недопущения подмены логоритмических занятий музыкальными или физкультурными.
Широко используются на занятиях зрительные опоры (схемы, рисунки), способствующие лучшему восприятию предлагаемых заданий. Использование графического изображения букв необходимо для соотнесения их с изучаемым образом звука.
Планирование занятий строится в соответствии с дидактическими принципами систематичности и последовательности. Перспективное планирование основывается на принципе «от простого к сложному» и предполагает постепенное усложнение предлагаемых заданий: каждое последующее является логическим продолжением предыдущего и носит усложненную коррекционно-развивающую направленность.
Конечная цель занятий - достаточная сформированность рече-слухо-зрительно-двигательной координации, без сомнения, носит индивидуальный характер, учитывая возможности каждого ребенка. Однако практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению состояния речи ребенка независимо от вида и тяжести речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также помогают детям проявить свои возможности и быть успешными.

Гоар КОНДРАШОВА,
учитель-логопед школы №2057