Институтом возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М.Безруких, кандидатом биологических наук Т.А.Филипповой, кандидатом педагогических наук А.Г.Макеевой разработана комплексная программа «Разговор о правильном питании» (рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ), которая дает ответ на данный вопрос. Эта программа предназначена для детей от 6 до 14 лет и успешно внедряется с 1999 года. Ежегодно в ней участвуют 60 регионов России.
В прошлом учебном году моему классу, тогда 2‑му «Б», предложили принять участие в этом проекте и начать работать по данной программе в процессе вне­уроч­ной деятельности. Я провела несколько пробных занятий и увидела, что у ребят появился интерес. Решение продолжить было принято однозначно. Родители также единодушно поддержали мое предложение. Не только поддержали, но и сами активно включились в этот процесс. Работа закипела с сентября 2018 года.
Мы с ребятами проводили занятия в различных формах: теоретические (в классе), практические (проектные - дома с родителями дети готовили и присылали фото для презентации своих работ), экспериментальные, клубные заседания, дегустации, участие в конкурсах.
В процессе совместной деятельности у меня возникло желание узнать, работает ли программа, какие происходят изменения у детей и родителей, вовлеченных в программу по правильному питанию. Интересно было узнать мнение как родителей, так и детей о данной программе. Был проведен опрос. Вопросы, которые задавались родителям и детям:
    Интересно ли вам участвовать в программе «Разговор о правильном питании»?
    Какое из занятий для вас было самым интересным?
    Произошли какие-либо изменения в выборе продуктов питания в этот период?
    Хотите ли вы продолжить участие в программе в следующем учебном году?
    Появились ли в вашей семье традиции совместного приготовления блюд правильного питания?
- Нам очень интересно участвовать в этом проекте, - говорит семья Захаровых. - Самыми интересными были практические занятия, но наиболее запомнились овощные шашлычки (неоднократно ребенок повторял их дома самостоятельно). В выборе продуктов питания в этот период произошли изменения. Матвей стал готовить самостоятельно и есть блюда из овощей. Участие в программе в следующем учебном году обязательно продолжим. В процессе работы по программе в нашей семье появились традиции совместного приготовления блюд правильного питания. Готовим овощные салаты, каши, теперь тортики печем на основе творога.
- Участвовать в программе очень интересно, - считает Артем Колесник. - Все занятия интересные. Мое питание, с тех пор как появились занятия по здоровому питанию, не сильно изменилось. Очень хочется продолжить это обучение и в следующем году. Мы и до участия в проекте готовили некоторые блюда всей семьей. Мама мне разрешала помогать ей. Первый свой овощной салат я приготовил в 6 лет.
- Программа очень интересная, - отмечает семья Трушкиных, - нам нравится! Участвовать хотим дальше. Все занятия очень понравились, особенно выездной мастер-класс! С детьми очень часто готовим! Никита сам готовит завтрак.
- Я люблю готовить, - добавляет Никита, - завтрак сам. И готовлю себе любимый овощной салатик.
- Да, очень интересная программа, - соглашается семья Ангеловых. - Самое интересное занятие практическое - овощные шашлычки. В выборе продуктов тоже произошли изменения. В рационе стало больше овощей. Занятия обязательно хотим продолжить и в следующем учебном году. В нашей семье появилась традиция в процессе работы в программе.
- А я, - хвастается Алиса, - дома даю мастер-классы по приготовлению блюд правильного питания.
Мы спросили родителей еще:
    Часто ли вы задумывались о правильном питании вашей семьи до участия в программе?
    Изменился ли рацион питания семьи в ходе участия в программе?
    Как вы считаете, влияет ли правильное питание на здоровье вашего ребенка?
    Исходя из того, что курс рассчитан на начальную и среднюю школу, вы считаете необходимым продолжить эту деятельность?
    Заметили ли вы изменения в детях в ходе участия в этой программе?
- В нашей семье, - говорит Наталья Алямкина, - почти всегда используются экологически чистые продукты питания. Мы сами выращиваем овощи, фрукты и ягоды на даче и в магазинах выбираем продукты, состав которых соответствует названию и не пугает. Здоровое питание непременно влияет на развитие наших детей! Эта программа очень хорошо помогает им самим это понять и научить их, какие продукты выбирать и как готовить!
- Да, до участия в программе часто об этом думали, - делится Евгения Ангелова. - Надо ломать стереотипы, что правильное питание - это сложно. С появлением проекта и с участием в нем в нашем рационе стали чаще появляться овощи, фрукты, зелень. Здоровое питание - это хорошо, но от быстрых углеводов (плюшки и конфеты) дети сразу не отказываются. Курс должен продолжаться.
- У нас даже были попытки, - вспоминает Ирина Вельмейкина, - полностью перейти на правильное питание. Оно, безусловно, напрямую влияет на здоровье ребенка. Я считаю, что это замечательный курс. Обязательно нужно продолжать его. В современном обществе идет популяризация правильного питания и адекватного отношения и понимания, что это такое. В ходе реализации проекта мой сын стал охотнее и смелее принимать участие в совместном приготовлении еды дома.
- Мы стараемся есть больше овощей и фруктов, - сокрушается Наталья Колесник, - но не всегда получается, в силу того что некоторые овощи в нашей семье не едят и у моего сына есть реакция на некоторые продукты, а он сейчас в том возрасте, когда дети отказываются от правильного питания в пользу вредных продуктов. Ему, конечно же, надо больше знать о пользе правильного питания. Продолжать курс надо. Моему сыну очень нравится готовить. Иногда он изобретает новые кулинарные шедевры. А вообще мой ребенок стал больше готовить. В наше время, к сожалению, у родителей не всегда есть время объяснить или показать, как готовится то или иное блюдо, а благодаря этим занятиям ребенок сам может приготовить себе хотя бы легкий перекус.
- О правильном питании задумывались часто, - утверждает Марина Захарова. - Семья старается придерживаться правильного питания, но не всегда получается! Мы всегда старались употреблять овощи, нежирное мясо, рыбу, злаки, фрукты. В рационе семьи нет газировки, бургеров, продуктов, приготовленных во фритюре, полуфабрикатов. Правильное питание на здоровье ребенка однозначно влияет. Питание отражается и на самочувствии, и на фигуре. Считаю, что курс обязательно надо продолжить! Дети в восторге от этих уроков, особенно им нравятся практические задания. Заметили ли мы изменения в детях в ходе участия в этой программе? Сложно сказать обо всех детях, но могу сказать о своем ребенке: он стал лучше разбираться, какие продукты полезны, какие - не очень. Стал самостоятельно готовить, особенно ему нравится это делать, когда он один. Этому способствовали не только занятия в классе, но и поездка на кулинарный мастер-класс от шеф-повара «Нестле». Встречает нас с работы такими сюрпризами!
- Моя дочь Александра после участия в мастер-классе приготовила это блюдо на день рождения своей бабушки! - радуется Наталья Кирсанова. - Так она была впечатлена.
Вы спросите, что это за мастер-класс? Это мы с ребятами, участвуя в кулинарном конкурсе, стали победителями - получили самое большое количество голосов за фотографию блюда из рациона правильного питания и были награждены поездкой на мастер-класс шеф-повара Антона Калера.
Работа в этой программе, несмотря на короткий срок, уже дает свои положительные результаты. Ребята стали разбираться во многих вопросах, касающихся правильного питания. Сами проявляют инициативу в приготовлении, оказывают посильную помощь родителям, а также могут самостоятельно приготовить себе здоровую пищу. Кроме того, родители очень довольны тем, что их дети получают положительный и необходимый жизненный опыт. Они поддерживают работу в данной программе и готовы продолжать!
А я с удовольствием буду с ребятами и родителями и дальше двигаться по дороге под названием «Разговор о правильном питании».

Елена СОЛОМАТНИКОВА, учитель начальных классов школы №1392 имени Д.В.Рябинкина