Голос был, наверное, первым музыкальным инструментом, с помощью которого человек научился выражать свои эмоции. Ребенок уже рождается с чувством ритма, музыкальным слухом и мощным голосом, которым он возвещает о своем рождении миру. Сразу же после рождения его мир наполняется звуками, которые ребенок начинает повторять, интонировать, тянуть, складывать звуки в слоги, а потом и в слова. Дети готовы тысячи раз повторять понравившиеся им мелодии, припевки, звуки природы. Так рождаются и разговорная речь, и певческий голос. Разница между ними на первый взгляд огромная, но на самом деле природа рождения звука и в том и в другом случае одна.
Еще в Древнем Египте заметили положительное влияние пения на легковозбудимых людей и лечили им бессонницу, а в античном мире музыке приписывали волшебные свойства, и уроки хорового пения были обязательными наряду с занятиями точными науками и литературой. Для чего? Очень часто можно услышать от родителей: «Он все равно не будет певцом, зачем ему это? Пусть займется чем-нибудь полезным».
Обучение пению - это не просто обучение виду искусства. Пение - это психофизиологический процесс, который влияет на эмоциональное состояние, на газообмен организма, работу сердца, эндокринной системы и пр. На эту тему проведено много исследований, начиная с анатомического атласа для вокалистов Л.Б.Дмитриева, который брал за основу физиологические исследования академика И.П.Павлова, и заканчивая последними наблюдениями современных педагогов и врачей-фониатров. С точки зрения физиологии, по мнению Л.Б.Дмитриева, голосовой аппарат - это не часть каких-то органов, а весь человек как психофизическое целое. Человек «звучит» целиком, и звук, особенно при академической манере пения, чувствуется «в спине», «в ногах», «в позвоночнике».
Первое, о чем сразу вспоминают, говоря о пении, - это дыхание. Еще в XIX веке профессор пения итальянской консерватории Франческо Ламперти повторял: «Школа пения есть школа дыхания». Дыхание - это естественная функция организма, которая, казалось бы, не требует специального к себе внимания, поскольку вдох - выдох человек делает рефлекторно. Но часто приходится сталкиваться с детьми, а иногда и с взрослыми, использующими так называемое ключичное (верхнее) дыхание, когда задействована верхняя часть легких и вдох происходит за счет поднятия плеч и ключиц. Воздух «добирается» только до верхнего отдела легких, это приводит не только к дефициту кислорода, частым головным болям, быстрой утомляемости, но и к психологическим зажимам, поскольку одна из функций дыхания - коммуникативная. Разговорный голос, как и певческий, рождается на выдохе, и от качества выдоха зависит речь человека, она одна из главных составляющих гармоничного существования в социуме, психологического комфорта. И очень важно, чтобы она была плавной, звучной, чтобы «журчала, как реченька» и была приятна на слух. Как этого достичь? Перефразируя Ламперти, скажем так: «Школа общения есть школа дыхания».
Давайте поговорим о том, какое дыхание правильное… Правильным является диафрагмальное (брюшное) дыхание, когда в процессе вдоха задействована диафрагма - одна из самых крупных мышц, которая, как поршень, втягивает воздух в легкие. В этом случае происходит вентиляция средней и нижней частей легких, а сама диафрагма, сокращаясь и расправляясь, массирует внутренние органы, вызывая прилив крови к ним. Это очень важная мышца, которую мы не можем контролировать визуально, но которую можно и нужно тренировать с помощью специальных дыхательных упражнений и правильного пения. В этом вам помогут квалифицированные педагоги по вокалу. Я бы даже использовала такой термин, как «вокальный тренер».
Обучение пению - это процесс воспитания достаточно короткого глубокого спокойного вдоха и протяжного равномерного выдоха, ведь именно в этом и есть главное отличие разговорной и певческой речи, во время пения мы тянем гласные звуки, произнося достаточно длинные фразы. Происходит естественная задержка дыхания, как во время подводного плавания, увеличивается концентрация углекислого газа в крови, это активизирует иммунную систему. За счет полной вентиляции легких и притока кислорода улучшаются кровообращение, общее самочувствие, укрепляется память, поднимается настроение. Кроме того, занятия вокалом требуют достаточно значимых физических усилий и действуют на организм тонизирующе, как любая умеренная физическая нагрузка. Очень часто на занятиях уже после распевки и координационно-дыхательных упражнений я наблюдаю, как у детей начинают блестеть глаза, щечки румянятся, осанка улучшатся, а взрослые, пришедшие с приступом мигрени, уходят с занятия без тени головной боли. Статистика показывает, что люди, которые занимаются вокалом, реже болеют респираторными заболеваниями.
Помимо физиологической роли пение решает ряд воспитательных задач. Занятия вокалом - это прекрасный тренер таких качеств, как целеустремленность, концентрация внимания, настойчивость в достижении цели. Пение развивает абстрактное мышление, математические способности, координацию, воображение, так как во время исполнения вокального произведения певцу приходится справляться одновременно с несколькими задачами. Только подумайте: чтобы исполнить даже несложную песню, нужны правильная работа мышц живота, участвующих в процессе вдоха - выдоха, координация лицевых и глоточных мышц для высоты звука и свободного звукоизвлечения, рассчитанный с математической точностью выдох для протяженности звука. Кроме этого, исполнитель должен держать в голове текст, мелодическую линию и определенный ритм, суметь с помощью четкой дикции донести до слушателя смысл, нарисовать образ и многое другое. Согласитесь, задачка не из легких! Регулярные занятия вокалом прекрасно тренируют память, дикцию, силу голоса, развиваются чувство ритма, любознательность, эстетический вкус. Как правило, на 3-4‑й год обучения дети запоминают сложные тексты и мелодию уже со 2-3‑го раза, при этом появляется уверенность при публичных выступлениях, потому что концертно-исполнительская практика - одна из неотъемлемых форм обучения вокалу. Любое выступление в концертных или конкурсных программах - это тренировка волевых качеств: умения собраться, перебороть страх перед публикой, не останавливаться в случае неудачи. И очень многое зависит от педагога, который правильно сможет определить тип голоса, уровень подготовки, рассчитать голосовую нагрузку, подобрать упражнения на определенные группы мышц, дикцию, учесть все индивидуальные и возрастные особенности ученика. И кроме того, суметь поддержать и настроить на выступление.
В школе №2070 для детей и взрослых, желающих обучаться искусству пения, есть комплексная программа, которая включает индивидуальные занятия по вокалу, сольфеджио, хор, ансамбль, слушание музыки. Наши педагоги занимаются не только преподавательской деятельностью, но и сами принимают участие в концертных программах и проектах, вместе со своими воспитанниками участвуют в фестивалях и конкурсах.

Лия МАТИССЭН,
педагог дополнительного образования школы №2070