Пять лет я активно использую ее в своей деятельности и считаю, что многое из методики подготовки актеров можно и нужно использовать в решении самых различных педагогических задач в школе. Учитель сегодня не просто источник трансляции знаний, он и организатор, и режиссер урока. Современный педагог должен уметь создать творческую среду для диалога, целью которого, помимо усвоения школьником знаний является развитие эмоциональных, чувственных способностей ученика.
Если при разработке урока, классного часа, школьного праздника добавить актерское мастерство и театральную практику, то образовательное событие станет драматическим действием, которое увлекает, завораживает, направляет на творчество и импровизацию детей. Из своего опыта я знаю, что, используя театральную практику, можно намного ярче и эффективнее раскрыть творческий потенциал ребенка, снять зажимы, стеснительность.
Константин Станиславский нашел объединяющие элементы для творчества как педагога, так и актера - способность владеть собой, фантазия, внимание, рефлексия, эмоциональность и, конечно, творчество.
Актерско-режиссерские тренинги я с удовольствием применяю на уроках и занятиях, они дают детям возможность удерживать внимание, красиво и четко говорить, фантазировать и воображать, а главное - осмысливать, пропустив через свои эмоции, нужный материал! Ребенок становится увереннее, он приобретает навыки публичного выступления и становится интересен и значим для своих друзей, он может правильно преподнести и презентовать себя. Как известно, это крайне важно в современном социуме.
Артистизм помогает мне войти в нужный диалог, эмоционально воздействовать на аудиторию, быть более выразительной и убедительной, помогает быстро переключиться на новую ситуацию, включить игру воображения и тем самым увлечь. Урок становится не просто уроком, а событием.
К примеру, работая над выразительностью и интонацией речи на уроке чтения, я использую «цифровые стихи», которые обладают ритмом и своеобразной энергетикой. Произнесенные обычные числа становятся словами, имеют ритм, ударные и безударные слоги, стиховую паузу, которой заканчивается каждая строка. По ним я даю задание узнать поэта: Пушкин - это спокойная и мажорная повествовательность, Есенин - печальный, жалобный напев, Маяковский - чеканный призыв-сообщение. Вот, скажем, стихи Афанасия Фета:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
Вместе с детьми мы превратили эти строки в «цифровые стихи»:
40 18
42 06
20 8 20
219
300 40 6
Это помогает понять ритмику стихотворения, ассоциировать поэта с энергетикой, заключенной в стихах, прививает навыки выразительного декламирования.
Еще пример из недавних уроков. Я предложила первоклашкам придумать и разыграть продолжение известной сказки «Репка». Самым занятным и необычным, что нафантазировали и показали ребята, оказалось то, как дед совершил запуск репки с помощью катапульты в космос. (По-видимому, они уже знали эту сказку, видели спектакль по ней, поэтому их воображение опиралось на некоторую основу. Детям было легче придумать новое продолжение, раскрыть возможности воображения, быть оригинальными и свободно фантазировать.)
Касаясь работы педагога-организатора, хочу сказать, что я постоянно убеждаюсь, что мое знание актерского мастерства и режиссуры просто необходимо. Все школьные мероприятия - концерты, праздники, выставки, сценарии выпускных вечеров - я разрабатываю с учетом методики режиссуры театрализованных действий. Зная композиционную структуру действия, мне легче написать сценарий, поставить мизансцену. Использование сверхзадачи, идеи, замысла позволяет создать целостное действие мероприятия. Юные актеры школьного театра-студии помогают мне воплотить все режиссерские задумки. Например, в праздник, посвященный Дню знаний, я с удовольствием включаю театральные мизансцены с участием самых различных сказочных персонажей в исполнении ребят из нашей студии «Маска». Ведущими этого праздника, который проходит 1 сентября, также выступают учащиеся из «Маски». Ведь школьники из театральной студии уже владеют сценической речью, сценическим движением, пластикой, умеют импровизировать и держать себя на сцене.
Мы все уверены, что настоящий педагог - это педагог-творец. Он воспитывает гармоничную и многогранную личность, которая рождается при условии развития творческих способностей, при раскрытии всего арсенала выразительных средств ребенка, в том числе голоса и пластики.
Вызовы, стоящие перед образованием сегодня, находят свои ответы в системе объединения педагогической практики и театра, помогающего учителю расширить набор образовательных инструментов. На мой взгляд, каждый педагог обязан владеть методикой театрального искусства, ведь он должен быть и режиссером, и психологом, и, конечно, знающим и внимательным авторитетным лидером в своем классе.
Современный мир быстро меняется на наших глазах. Учащиеся попадают под действие самых разных информационных потоков. Чтобы помочь им найти верный путь в этом океане знаний, учитель должен становиться все более разноплановой личностью. И умение срежиссировать урок, любое образовательное событие, наполнить его эмоционально, превратить детей в участников яркого действа будет все более и более востребовано. И, скорее всего, уже в недалеком будущем, приобретая профессию «учитель», студенты станут изучать основы театральной науки, а само обучение будущих педагогов будет проходить в том числе и с помощью средств театрального искусства.

Светлана БАБУШКИНА,
педагог-организатор школы №2083, руководитель театральной студии «Маска»