И пока кто-то размышляет о том, чем бы заняться для души, Иван Михайлович организовывает выставки своих картин и переводит все вырученные от их продажи средства на счет онкологического центра. Покоряет Крымские горы с детьми с ОВЗ, сплавляется с ними по рекам Карелии и отправляется в экспедиции на Север с хаски. Пока все спорят о роли дополнительного образования, он растит чемпионов.
Его воспитанники умеют варить суп из того, что найдут в лесу, рисовать витражи, лепить скульптуры, отлично играют в шахматы и вяжут канатные узлы.
Познакомившись с Иваном Михайловичем, я сразу поняла, что выражение «талантливый человек талантлив во всем» про него.
Он много лет работал в Краснопахорской школе-интернате, наверное, именно там понял: чтобы увидеть, а затем и развить талант ребенка, нужно постоянно трудиться и развиваться самому.
А трудится он увлеченно. Каждый день он ведет уроки, используя все современные технические средства, в том числе и ресурсы Московской электронной школы, до позднего вечера занимается различными кружками и секциями. На выходных ездит на соревнования, на каникулах - в туристические походы. Часто утром приносит бланки уникальных грамот и дипломов, которые сам создал за ночь для своих воспитанников, используя новейшие компьютерные программы. До сих пор организует выставки своих картин.
От Ивана Михайловича я узнала, как давать детям практические знания даже на теоретических уроках. С удивлением услышала, что в походы на летних каникулах он ходит, не потому что жить не может без детей, а потому что знает, что себя нужно держать в форме. А ведь это именно то, чего требует время от современного учителя, - самосовершенствование, самообразование, а результат ребенка как результат профессиональной работы учителя над собой!
- Именно мы, педагоги, должны соответствовать времени: постоянно совершенствоваться, становиться многопрофильными специалистами, открывать и перед собой, и перед детьми новые горизонты, быть перед подростками честными, справедливыми и добрыми. Ребенку нужно создать условия, в которых он будет видеть свой рост по всем направлениям становления всесторонне развитой личности, это даст ему уверенность в завтрашнем дне. Поэтому я стараюсь, чтобы уроки были многогранными, чтобы они обязательно давали ученикам что-то новое, неизведанное, и обязательные творческие задания! На математике, например, придумать задачи о древних цивилизациях, на уроках изобразительного искусства - нарисовать город, в котором дома похожи на цифры, на информатике - сделать анимационный фильм по легендам, которые нам рассказали в походе... Школа - двигатель прогресса, а прогрессивные учителя - клапаны в этом двигателе, - вот такое видение Ивана Михайловича учительской деятельности, которое, на мой взгляд, должно стать видением каждого современного школьного преподавателя.
- Я педагог, всегда идущий к новым вершинам, - говорит Шустов. - Это остановить невозможно!
Однажды вдохновившись этой фразой, ей уже невозможно не следовать. И я, с одной стороны, восхищаюсь гением Ивана Михайловича, а с другой - понимаю: такая яркая, талантливая и цельная личность и должна стать нормой для современного московского учителя! И как замечательно, что есть на кого равняться, есть с кого брать пример!

Евдокия ПОУХ, учитель русского языка и литературы школы №2073