Часто на уроках литературы учащиеся боятся ответить на проблемный вопрос, высказать свое мнение в страхе, что оно отличается от других. И учитель своим подходом, оригинальными методами может убедить ученика в том, что в литературе нет неправильных ответов. Есть его собственное мнение, на которое он имеет право. Можно напомнить школьнику, что ценность составляет уже то, что он умеет доказать свою точку зрения. И учитель должен помочь ребенку раскрепоститься, избавиться от страха, увлечься творческим процессом беседы.
Для развития креативного мышления я стараюсь выбирать нестандартные формы уроков. Например, в 10‑м классе гуманитарного профиля я проводила мастер-класс по теме «Развитие ассоциативного мышления на примерах символических образов в художественной литературе». Сначала была работа на небольшом рассказе А.П.Чехова «Письмо к ученому соседу». Первая группа учащихся не читала этот рассказ, она объясняла свои ассоциации по иллюстрациям к нему. Вторая группа, знакомая с рассказом, давала объяснения своим ассоциациям. Затем проводилась исследовательская работа по различиям ассоциаций. Такой творческий процесс очень увлек ребят, и они самостоятельно проводили подобную работу на более масштабных произведениях, например романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Работая над развитием творческих способностей учащихся, надо быть терпеливым, не ждать быстрых результатов. Они обязательно будут, только не надо торопить события. Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ - дело деликатное. Каждый ребенок имеет право на самовыражение, и надо научить его делать это разными способами. Это и есть развитие творческого мышления.
Как учитель литературы, я знаю, что литература, конечно же, помогает развивать у школьника креативные способности.

Пять важных качеств, которые развивают уроки литературы
1. Умение видеть проблему там, где ее не видят другие.
2. Развитие гибкости мышления, творческого воображения.
3. Способность ассоциировать отдаленные понятия.
4. Тренировка памяти для быстрого поиска и выдачи нужной информации.
5. Умение находить нестандартные методы решения проблемы.

Кладезь нестандартных методов
По теме «Пейзажная лирика А.Фета» я применяла кейс-технологию, в основе которой лежит метод проблемно-интуиционного анализа. Ребята учились решать конкретные задачи-ситуации (кейсы). Для этого была дана цитата литературного критика Б.Н.Алмазова. Оценивая стихотворение «Жди ясного на завтра дня…», он упрекал поэта в «не­определенности содержания», которая в этом стихотворении «доведена до крайности». Учащиеся не были согласны с таким мнением и доказывали свою точку зрения, тем самым вырабатывали логическое мышление. Анализируя стихотворение, они доказали, что в нем много метафоричности, символических образов, которые надо расшифровать и понять. Таким образом, школьники решили проблемную ситуацию на примере стихотворения Афанасия Фета.

Творческий подход при подготовке к ЕГЭ
Умение творчески мыслить помогает ученикам выпускных классов при подготовке к итоговой аттестации. Например, ребята 11‑го класса, готовясь к ЕГЭ по русскому языку, должны знать огромное количество различных правил. Заучивание быстро утомляет, и дети теряют интерес к предмету. И только творческая деятельность учителя, неординарный подход к этой проблеме могут научить их сделать процесс интересным, творческим.
Одним из эффективных методов является моделирование различных ситуаций при разборе заданий. И при объяснении выбранного ответа выпускники охотнее применяют ассоциативное мышление, чем заученные правила, и логическим путем приходят к решению поставленной задачи. Именно такой творческий подход дает наилучший результат на итоговых испытаниях.

Креативность определяет будущее
Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией. Учащиеся идут на уроки с желанием ежедневно открывать для себя что-то новое, удивляться и радоваться окружающему миру, постигать премудрости жизни. И задача учителя - найти способы преподавания, которые не погасят в них это желание.

Татьяна РАГУЛИНА,
учитель русского языка и литературы школы №2083