К сегодняшнему дню четко вырисовалась система непрерывного образования учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование. И нужно сказать, что учителя с большим удовольствием используют любую возможность получить пул новых знаний и умений. Жизнь не стоит на месте, а стремительно двигается вперед. И уследить за всеми изменениями в науке, образовательной среде, за требованиями и новинками в сфере педагогической деятельности было бы практически нереально, если бы у нас не было возможности посещать всевозможные курсы, принимать участие в вебинарах, семинарах, конкурсах. Многие специалисты пренебрегают этой возможностью, апеллируя к тому, что только окончили вуз и им все известно или просто нет времени… Но это серьезная ошибка.
Непрерывность самообразования - это не прихоть начальства, а вполне понятная целостная система, пожизненный процесс развития педагога - человека, которому доверено будущее нашей страны.
Существует масса интересных курсов. Каждый день приходят предложения от издательства «Просвещение», портала «Учи.ру», институтов и университетов по подготовке и переподготовке кадров с приглашением заявить о себе на их образовательных площадках. Просто выберите те, которые вам необходимы на данном этапе. Ежеквартально выходят все новые и новые интересные предложения Департамента образования и науки города Москвы. Так, в прошлом году были весьма полезные курсы, которые проводили преподаватели известного на весь мир Щукинского училища. Те, кто посещал их, думаю, совершенно не пожалели. Ведь сценическое мастерство и умение держаться перед сотнями любопытных глаз необходимы не только артисту, но и нам с вами. Дети любят и уважают тех педагогов, которые умеют себя вести адекватно и достойно в любой ситуации. А это уже искусство и профессионализм, дисциплина в классе и высокий процент успеваемости. И, естественно, первый шаг к успеху в классном руководстве.
Кстати, о классном руководстве. Ни для кого не секрет, что классное руководство - это тяжелый ежедневный труд. И как следствие возникает масса вопросов и сомнений из серии «а смогу ли?». Но и тут педагогов выручают знания и опыт коллег, опыт мирового сообщества, консолидированный, обработанный и адаптированный именно к нашей системе.
В начале учебного года от администрации школы поступило предложение пополнить свою копилку педагогического мастерства на курсах «Московский классный руководитель». Привлекло и покорило то обстоятельство, что при организации учитывались все нюансы: от наличия свободного времени у учителя до разъяснения тех вопросов, на которые, казалось бы, сложно найти ответ. На очной части мы разбирали под руководством опытных преподавателей Московского городского педагогического университета все животрепещущие вопросы, связанные с общением с ребятами - и трудными, и одаренными, и капризными, и покладистыми. Учились правильно общаться с родителями, чтобы не получать негатив, отчасти заслуженный. Учились понимать, слушать и слышать, а это очень сложно. Все занятия были выстроены согласно четкой логической цепочке, позволяющей нам получить ответы на все вопросы, в том числе на самый главный для нас: «А какой я педагог? Правильно ли я делаю?» Лично я очень рада, что не поленилась в свое время и записалась на эти курсы. Для меня они оказались тем лучиком света в пучине вопросов «как?», «почему?», «надо ли?». Для себя я вынесла много полезного и нужного и совершенно не жалею о потраченном времени. Это было золотое время в плане того опыта и знаний, которые я приобрела.
Да, главное отличие учительской профессии от какой-либо другой - это постоянная потребность в ежедневном самообразовании. Учителя можно назвать профессионалом только тогда, когда этот процесс находится в постоянном движении.
Всюду перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно делать все новые и новые вклады на сберегательный счет «Профессиональный опыт». Неопровержимым аргументом служит факт перемен в области педагогики и системы образования. Появились новые типы общеобразовательных и профессиональных школ, новые интересные теории и идеи в учебно-воспитательном процессе, новые педагогические технологии, воспитательные системы. В наши дни на пике новой педагогической технологии оказались вопросы развивающего обучения не только в младших, но и в средних и старших классах, личностно ориентированного обучения, цифровизации обучения. И кому, как не нам, решать все эти поставленные задачи.
Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем педагогических и других кафедр вузов и научно-исследовательских институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защищает диссертации. Это занятие для учителя остается профессиональной функцией на всю его трудовую деятельность.
В нашей профессиональной среде бытуют такие понятия, как «педагогический стаж», «опыт» и «мастерство». Педагоги-практики и исследователи согласны с тем мнением, что содержание этих понятий хотя и родственное, но разное. Стаж - это общее количество проработанных лет, которые совершенно не обязательно говорят об уровне профессионального мастерства. А вот опыт - это уже система знаний, осмысленных профессиональных умений и навыков, вынесенных из практики и, если хотите, педагогического стажа. Мастерство же подразумевает высокий уровень профессионального искусства.
Бытует устоявшееся мнение, что чем больше стаж, тем богаче опыт и выше мастерство учителя. Я много думала над этим вопросом и позволю себе не согласиться с устоявшимся ходом вещей. Учитель с большим стажем, несомненно, может иметь высокий уровень мастерства. Но и начинающий, имеющий минимальный стаж, но пытливый, ищущий, постоянно занимающийся самообразованием молодой учитель с большей долей вероятности может достичь высокого уровня мастерства. Будучи слушателем курсов «Московский классный руководитель», я познакомилась со многими молодыми учителями, которые не сидят за столом от первого урока до последнего, а кипят идеями, предложениями. Так что и учителя тоже учатся!

Елена КОРИЧЕВА, учитель начальных классов школы №1392 имени Д.В.Рябинкина