Что дает платформа МЭШ педагогам и учащимся по географии?
МЭШ в учебном кабинете географии нашей школы включает в себя сразу несколько составляющих: комплексную инфраструктуру (серверы, wi-fi-точку, многофункциональную интерактивную панель, моноблок и ноутбук для учителя) и контент (электронный журнал и дневник, библиотеку электронных материалов, интерактивную лабораторию, браузер для выхода в Интернет). Необходимо подчеркнуть, что в практической деятельности большое значение в географическом образовании имеет библиотека образовательных материалов, или библиотека МЭШ. Она представляет собой платформу, в которой находятся материалы в цифровом виде по всем предметам, в том числе по географии, находящиеся в открытом доступе: интерактивные сценарии уроков, атомарные материалы, тесты и тестовые задания, учебники и учебные пособия, виртуальные лаборатории и интерактивные приложения.

Сценарий урока - новый формат работы в электронном пространстве
Вот уже второй учебный год нами на уроках географии и во внеурочной деятельности используются цифровые образовательные ресурсы портала МЭШ, что позволило реально перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Конечно, нельзя сказать, что раньше уроки гео­графии были неинтересными и менее познавательными, но сейчас, по моему мнению, стало больше наглядности, различных интерактивных материалов, что в географии очень важно.
Остановимся на использовании самых популярных ресурсов МЭШ. В ходе использования возможностей МЭШ возникли предпочтения к некоторым образовательным материалам из-за их доступности и результативности, особенно к сценариям уроков географии и интерактивным приложениям.
Урок географии, идущий по интерактивному сценарию, - это не редкость, а уже целая системная работа. На мой взгляд, сценарий как театральный и кинематографический атрибут стал очень востребован. Это такая платформа, которая дает возможность использования электронных сценариев практически по всем разделам и темам школьного курса географии. Преимуществом электронного сценария урока являются его универсальность и вариативность, то есть его можно скопировать, можно насыщать своими материалами: аудио и видео, текстами, фотографиями, рисунками, добавлять ссылки и делать переходы на сайты. В результате этого педагог становится главным участником наполнения библиотеки электронных материалов, что позволяет ему самому разрабатывать свои сценарии проведения того или иного урока, подбирать необходимые материалы для его организации. Все это он может загрузить в систему. Другие педагоги могут брать эти разработки как готовый урок и адаптировать его под себя. При этом учитель развивается творчески и полнее раскрывает свой потенциал, может создавать материалы и сохранять их в рабочем пространстве. Чтобы урок был доступен всему московскому образованию, педагогу доступна отправка своих разработок на методическую и содержательную экспертизы.
Для школьников сценарии уроков по географии тоже оказываются полезными, ведь они могут найти на платформе любой урок и подобрать дополнительный материал по нужной теме, что значительно расширит полученные ими знания. И родители при этом имеют свои плюсы от данной библиотеки - они в любой момент могут изучить содержание учебной программы своих детей.
Говоря о преимуществах МЭШ в части использования интерактивных сценариев уроков по географии, нельзя не обозначить проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Среди них недостаток навыка быстрой работы с электронным контентом в процессе его создания. Хотелось, чтобы новые сценарии уроков по географии, прошедшие модерацию в городском методическом центре, были наиболее приближены к структуре изучаемой темы и отвечали бы соответствующим задачам урока, что сделает подготовку урока легче и удобнее. Чтобы их можно было уверенно прикреплять к домашнему заданию учащихся в электронном журнале и дневнике. Это привело бы к более широкому использованию педагогами и учащимися сценариев уроков.

Интерактивные приложения - эффективный ресурс МЭШ
В процессе создания и использования разнообразных интерактивных приложений по географии я пришел к выводу о том, что разработка интерактивных заданий позволяет расширить знания обучающихся, сделать усвоение знаний более интересным и понятным. Яркость и простота в действии интерактивных заданий активизируют у обучающихся интерес к учебному предмету, позволяют почувствовать свою успешность.
Для того чтобы создать интерактивные приложения, нужно воспользоваться разделом «Приложения» в библиотеке МЭШ, который предоставляет возможность обучающимся выполнять интерактивные задания как на интерактивной панели, так и на планшете или в приложении в телефоне, как на уроке, так и дистанционно.
Чтобы наполнить данный раздел своими интерактивными заданиями, необходимо создать интерактивное задание в программе learningapps.org и затем загрузить в раздел «Приложения» в библиотеке МЭШ. Зайдя на сайт learningapps.org, нужно зарегистрироваться. После регистрации можно приступать к разработке заданий, и все созданные и сохраненные задания будут храниться в разделе сайта «Мои приложения». Данный сайт содержит раздел «Все упражнения», где можно посмотреть и найти интерактивные задания-шаблоны, созданные другими педагогами. В разделе «Новое упражнение» непосредственно создается ваше интерактивное задание. В данном разделе представлено несколько вариантов интерактивных заданий, и мною были созданы на данном сайте несколько приложений: «Классификация», «Найти пару», «Установить соответствие», «Тестовые задания», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски», «Практикум по контурной карте», «Географический диктант» и др.
Опыт создания приложений позволил автору этой статьи разработать поэтапное создание интерактивного задания и его загрузку в раздел «Приложения» в библиотеке МЭШ. Алгоритм этапов создания интерактивных приложений может быть следующим:
1. Выбрать вариант интерактивного задания, загрузить из Интернета все необходимые картинки.
2. Нажать «Создать новое приложение».
3. Заполняем всю необходимую нам информацию: название приложения, постановка задачи, обратная связь. Выбираем режим демонстрации карточек и др. Можно создать подсказки в ячейке «Помощь», если это необходимо. Далее вписываем текст или загружаем картинки в группы и элементы.
4. Нажимаем «Установить и показать в предварительном просмотре», просматриваем созданное приложение и нажимаем «Сохранить».
5. Далее появляется информация, что ваше приложение успешно сохранено, снизу слева на данной страничке находится слово SCORM, при нажатии на которое происходит загрузка вашего приложения в «Загрузки» вашего компьютера.
6. Открываем библиотеку МЭШ, раздел «Добавить материал», выбираем «Приложения». Необходимо заполнить все пункты, помеченные звездочкой.
7. Нажимаем «Сохранить изменения». Появляется следующее окно.
8. Нажимаем «История версий» и загружаем наше приложение с компьютера.
9. Нажимаем «Опубликовать».
10. Загружаем обложку. Данное приложение готово.
11. Для того чтобы внести изменения в приложение, удалить или отправить на модерацию, необходимо зайти в раздел «Приложения», где вы выбираете нужное вам приложение и нажимаете под ним «Все характеристики».
Приложение может запускаться как отдельное задание на уроке, а также загружаться в интерактивный сценарий урока и в ЭЖД в виде домашнего задания.
В чем заключается успех этого проекта? За еще не столь долгий период использования Московской электронной школы удалось добиться повышения интереса к географии как к учебному предмету, более оптимальной организации познавательной, информационно-учебной, да и проектно-исследовательской деятельности обучающихся. МЭШ значительно упрощает жизнь ученика, ведь вес портфеля со временем заметно уменьшится, все учебники разных издательств будут в электронной версии. Кроме того, уроки географии с использованием образовательных интерактивных материалов делают процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным и запоминающимся. Сама система Московской электронной школы проста и доступна для педагогов, обучающихся и их родителей, не требует дополнительных затрат, так как домашний компьютер, ноутбук, планшет или телефон сейчас есть практически в каждой московской семье.

Сергей ПРЯХИН,
учитель географии школы №1392 имени Д.В.Рябинкина, кандидат географических наук