Хочу отметить, что мастерская - это такая форма организации урока, в которой создаются творческая атмосфера, психологический комфорт, которая дарит радость сотворчества. Учитель создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, повышает интерес ученика в изучении темы. Надо продумать чередование индивидуальной и коллективной работы, исключить официальное оценивание работы учащихся. Надо сделать так, чтобы ученик был погружен в деятельность самовыражения и приобретения опыта. С этой точки зрения урок-мастерская позволяет не вбивать знания в детей, а создавать условия для проживания того, что накоплено поколениями в культуре и науке.
Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам». Исследование учащимися проводится индивидуально или в группе, реализуется творческая идея, каждый сам старые знания сверяет с новыми, обращаясь к самому себе. Главное - верит в свои возможности. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что проблемы во время урока могут возникать на разных этапах. Чем больше материала для размышления, тем больше ребята видят проблем и тем интереснее открытия в поиске истины. Вот тут-то и гаджеты становятся не средством отвлечения, а средством вовлечения.
Ученик в сжатое время сам делает какое-либо открытие. При этом важно не забывать, что одна из важнейших идей технологии - гарантированность результата. Мы видим свое­образную систему: цель - средства - правила их использования - результат. Результат же получается методом проб и ошибок. Урок-мастерская заканчивается рефлексией. Происходит самоанализ сделанного, анализ движения мысли. Что испытывал вначале? Каким путем решил идти? Как пришел к тем выводам, которые есть в работе? С каким чувством заканчивал работу? Если мы хотим научить думать, то прежде должны научиться придумывать. Практика показала, что такие уроки способствуют повышению уровня речевого развития учащихся. Речь в целом становится более выразительной, ученики стремятся раскрыть свое отношение к тому, о чем рассказывают, дают свою оценку. Урок становится образовательным событием.

Валентина РОДИОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №2120