Без компьютера сейчас никак: познание связано с получением, восприятием и обработкой больших объемов информации. Трудно представить себе современный урок без компьютерных технологий, развивающих алгоритмическое и творческое мышление за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, мотивирующих. Новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует динамичного образовательного процесса с постоянной зрительной стимуляцией.
Химия считается одной из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в школе. Уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний могут снизиться из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся иногда не успевают хорошо разобраться.
Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-направляющей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, электронных приложений к стандартным учебникам, виртуальных химических лабораторий, Интернета, новых средств обучения.
Задача учителя - подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучаемых. Из всего многообразия («Решу ЕГЭ», Learning Apps, учебные электронные издания образовательной коллекции 1С - «Общая и неорганическая химия», «Виртуальная химическая лаборатория», 9‑11‑е классы, учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Химия», 8‑11‑е классы) я выбираю преимущественно дистанционное обучение, мультимедийные лабораторные и практические работы. Мощным ресурсом стала Московская электронная школа, которую мы с коллегами активно используем и пополняем.
Химия занимает центральное место среди наук о природе и обладает фантастической созидательной силой. Уникальность химии заключается в том, что она не только изучает то, что дано природой, но и сама создает для себя новые и новые объекты исследования, в этом отношении химии нет равных среди других наук. Особенностью химии как предмета является обязательное присутствие химического эксперимента, но некоторые опыты не могут быть продемонстрированы на уроках из-за чрезмерной опасности их проведения. Не лишним будет отметить, что преимуществом электронной демонстрации эксперимента являются лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента. Широкое использование анимации химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Компьютерные программы предоставляют достаточно дидактики и для слабого, и для мотивированного ученика. Я предполагаю, что наилучший результат работы с любой компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.
Современное оборудование позволяет вести интересную исследовательскую работу с учащимися 5‑6‑х классов в системе дополнительного образования на занятиях кружка «Занимательная химия». Одной из важнейших работ, которой занимались учащиеся, является «Исследование почв и качества воды в озере деревни Мешково». Эта деревня находится рядом и служит зоной отдыха жителям города. В нашей работе мы проводили анализ почвы в лесном массиве и на берегу озера по следующим показателям: механический состав, кислотность, определение содержания в почве ионов калия, нитратного азота.
Механический состав почвы определяли по специальной методике. В результате эксперимента ребята сделали вывод о том, что почва в данной местности является суглинистой.
Кислотность определяли при помощи рН-метра беспроводной цифровой лаборатории ЛабДиск. Школьники определили, что почва имеет рН=7,8, то есть почва вокруг озера является слабощелочной, содержание в почве нитратного азота и калия очень низкое.
Воду в озере исследовали на прозрачность, мутность, определение запаха и цвета. По данным исследования ребята сделали вывод о степени пригодности озерной воды для питья и купания.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Ирина ДАНИЛКО, учитель химии школы №2120