Мотивация ученика в контексте «4К» (кооперация, коммуникация, креативность и критическое мышление) возникает не просто так. «Классический» мотив достижения напрямую соотносится с результатами образовательной деятельности, результатами учения и обучения. Может ли ученик действовать без каких-либо осознанных мотивов? Без самоактуализации - нет. Вообще «само» - это уже, если говорить о реальной картине, не просто актуальный тренд, но одновременно вызов и необходимость современной школы и конкретного учителя.
Здесь нужно перейти от размышлений к описанию реальных шагов. Как решить задачу формирования и развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка? Как сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию? Как способствовать формированию и развитию навыков XXI века? Как организовать процесс при поточном и смешанном обучении? Все эти исходные элементы только на первый взгляд кажутся сложными и невозможными для соединения и взаимопроникновения. На самом деле решаются базовые вопросы о том, как научить чему-то конкретному, то есть как обеспечить «знаниевую» часть урока и, как говорят родители, «бантики», которые, безусловно, никакой не десерт и не дополнительная нагрузка.
Из практики проекта «Пробы» школы №1788, где в потоке (два урока подряд) «Английский язык и музыка» одновременно обучаются около 70 детей, мы видим, что ставший традиционным метод проектной деятельности не работает в полной мере: очень сложно не только организовать такое количество детей, чтобы они создали «продукт», соответствующий характеристикам проекта, в частности законченности, но и проследить за качеством усвоения, например, грамматического материала - часто нового и сложного. Сюда же нужно «прикрепить» содержательный и методический компоненты «Музыки». На первый взгляд кажется, что в эти часы создается «педагогическая гидра», но на самом деле все обстоит совсем иначе, если сменить фокус, вернее, инструментарий и целеполагание. Научить английскому языку и музыке? Это очень сложно при подобном раскладе, но, если английский язык и музыка становятся средствами для формирования и развития компетенций или мягких навыков, образовательный процесс перестает казаться и быть хаосом, а формирование и развитие коммуникативной компетенции и «прирост» знаний в музыке, которые, конечно, следствие совсем других процессов, то постепенно мы фиксируем рост традиционных показателей, например лексики и конкретных фактов из теории и истории музыки. И это, кстати, то, чего от учителя требует федеральный стандарт основного общего образования.
Что происходит в классе? Как научить выбору? Смоделировать различные ситуации индивидуальной работы, парной или групповой. Предложить понятные критерии оценивания. Договориться о временных ограничениях и формальных рамках, которые позволяют ребятам делать самостоятельные выводы и выбор о предпочтительном формате работы. Так, опытным путем они сделали выводы о том, какому виду задания подходят те или иные виды кооперации - от привычной работы в паре или группе (здесь прием рандомного образования групп позволил наладить горизонтальные связи внутри ученического сообщества пятиклассников) до создания группы с элементами рекрутинга (нужно хорошо знать лексику или уметь договариваться об обмене информацией - в этом эффективны одни, для максимального объема выполненного задания за ограниченное количество времени надо объединяться с теми, кто готов выполнять конкретный участок работы), то есть различные комбинации, можно сказать, внешних мотивов и стимулов способствуют формированию «4К». Немаловажными становятся азарт и соревновательность, которые стимулируются учителями время от времени. При этом те ученики, которые вначале принципиально выбирали индивидуальный формат выполнения заданий, постепенно изменяют собственную стратегию для достижения более высокого результата. Главное, чего мы хотим достичь, - это умение общаться и делиться, уважать особенности партнера, успевать в срок, понимать содержание и цели задания (каждый из ребят запросто расскажет, что такое рефлексия, отличит умение от навыка, приведет примеры креативности и критического мышления, лидерства и коммуникации).
Мы осознанно используем в качестве основных инструментов достижения результата внешнюю мотивацию. Но в учебном процессе невозможно сохранить динамику, устойчивую мотивацию и вовлеченность одними рамками и оценками, которые, как мы знаем, имеют «предел возможностей». Для нас важным становится такое понятие, как удовольствие и радость от включенности в процесс. Простой пример: около 25% учеников остаются на перемене в классе и продолжают работать, несмотря на просьбы учителей покинуть помещение и отдохнуть. И дело тут не в «подгоняющих» часах или нежелании получить низкий балл в тройном коэффициенте. Нет, все куда сложнее. Технология опережающего обучения, которая очень часто используется на занятиях, новые форматы заданий - от квестов с QR-кодами и ребусами до создания лент времени и ментальных карт, где ученики не только узнают новое, но и мотивированы искать и создавать новые решения, здесь уже не столько азарт и игра, сколько ощущение собственного выбора, который поощряется и не загоняется в рамки правильности, не регламентируется традиционными «должно быть красиво и ярко, аккуратно», «сделай по схеме», «не успел - твои проблемы». Такая работа требует координации усилий всех учителей, работающих на потоке, их профессионального и личного взаимодействия и доверия, отсутствия внутри группы соревновательности. Каждый урок готовится заранее - это не импровизация. Сценарий и материалы обсуждаются, ищутся ИКТ-решения и программы.
Взаимодействие учителя и ученика происходит в формате модерации процесса движения из точки А (задания) в точку Б (результат). Не предлагаются конкретные шаги, можно и нужно пробовать те варианты, которые каждому конкретному ученику кажутся правильными и комфортными. Можно ошибиться, вернуться к исходному уровню. И не бояться ошибиться или не успеть, несмотря на жесткие рамки времени. Сама организация учебного процесса - нет закрепленных за тобой парт, ролей и ожиданий - стимулирует на поиск. Конечно, есть вероятность того, что кто-то будет «отсиживаться» или прятаться за работой других. В этом случае выручают постоянное наблюдение и текущий контроль.
В чем заключается креативная коммуникация? В комплексном подходе к проектированию урока, где решаются задачи интеграции навыков XXI века в традиционный контекст фактов и знаний. Компетенции формируются и развиваются с опорой на предметные области, которые, как уже было сказано, являются средством, а не целью. Креативность - в «обязательном праве» выбора собственного решения задачи и способа достижения результатов. Наконец, коммуникация - многосложный процесс общения, который может быть не только дружеским, но и профессионально обусловленным.
Развитие мягких навыков и формирование новой грамотности стимулирует благоприятную среду, в которой могут развиваться ученический голос, ученическое участие и школьное лидерство. Системный подход к содержанию урока и методическому обеспечению позволяет, сохраняя учет индивидуальных особенностей и потребностей ученика, формировать сообщество и сложную, дифференцированную коммуникативную среду, где каждый ученик играет важную роль в едином образовательном процессе, в равной степени испытывая ответственность, соблюдая правила реальных ограничений и удовольствие от выбора, творчества и общения. Учение-радость - разве это не общий для всех участников образовательного процесса вызов? Креативная коммуникация и ориентация на навыки XXI века в значительной мере решают эту задачу, которая выходит за рамки школы и учебной аудитории, готовя к современным вызовам взрослой жизни.

Иван ИВАНОВ, учитель английского языка школы №1788