Для успешной работы с детьми сегодня необходим педагог с уже сложившимся профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за результат.
В этих условиях возникает необходимость использования разных форм профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогических кадров.
Дошкольные группы школ Троицкого и Новомосковского административных округов - это большие коллективы творческих педагогов. Работать слаженно и эффективно они могут при условии роста профессионального мастерства педагогов, стремлении педагогов к самосовершенствованию и творческой активности, внедрении и реализации инновационных педагогических идей по обновлению и совершенствованию содержания образования.
Понимая, что повышение качества инновационных процессов в дошкольных отделениях образовательных комплексов Троицкого и Новомосковского административных округов будет определять развитие системы образования в целом, каждый руководитель стремится найти способы организовать их работу в развивающем режиме.
Остановлюсь более подробно на способах решения таких задач, как повышение психолого-педагогической и методической компетентности воспитателей и специалистов, работающих в дошкольных группах, развитие их активности, рефлексии и творческого потенциала.
В последнее время в дошкольных группах становится все больше педагогов с высшим образованием. Это положительно влияет на качество образования. Тем не менее существует необходимость постоянно повышать уровень информированности коллектива о современных достижениях педагогической науки, обеспечивать рост профессиональных умений педагогов.
С сентября 2015 года несколько дошкольных групп служат экспериментальными площадками Федерального института развития образования по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3‑7 лет в примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей». В течение нескольких лет педагогами ведется работа по созданию условий для обеспечения единого социокультурного образовательного пространства в семье и в детском саду для равноправного и заинтересованного взаимодействия по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования посредством апробации дидактического пособия «Детский календарь».
Для повышения профессиональной компетенции педагогов используются различные средства, в том числе и научное консультирование. На протяжении всего периода педагогов методически сопровождали автор программы Т.Н.Доронова, кандидат педагогических наук, заведующий отделом дошкольного образования федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», научный сотрудник отдела дошкольного образования Федерального института развития образования С.Г.Доронов. Это были научно-практические семинары-практикумы, посвященные актуальным вопросам: апробация дидактического пособия «Детский календарь», создание единого образовательного пространства для развития детей путем объединения усилий семьи и детского сада, содержание, формы и методы вовлечения родителей в систематическую образовательную деятельность с детьми 3‑7 лет.
В образовательных учреждениях ведется непрерывная методическая поддержка педагогов, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
Уже на протяжении ряда лет идет активное сотрудничество школ округа с институтом проблем образовательной политики «Эврика». Творческие группы педагогов от каждого дошкольного отделения прошли курсовую подготовку по теме «Управление проектами: ФГОС дошкольного образования». В течение двух лет продолжается совместная работа педагогов дошкольных групп в рамках проекта «Детский сад, в который хотят все». Институтом образовательных проблем «Эврика» были организованы встречи, мастер-классы со специалистами, практиками дошкольного образования, которые ознакомили не только с новыми педагогическими технологиями, но и задали тон в практическом применении их в работе наших воспитателей и специалистов.
Четкая организация работы, компетентность тренеров-консультантов помогли каждому из педагогов осознать важность процесса обновления и научиться работать по-новому. Занятия были содержательными, с практической направленностью. Довольно сложные темы были поданы в доступной и интересной форме. На тренинговых занятиях в совместном обсуждении с психологами-консультантами строили алгоритм «философии» современного детского сада, выделяли основные критерии и требования, предъявляемые к педагогу дошкольного образования, к образовательной организации. Убедились на практических примерах, как разные технологии помогают упорядочить профессиональную деятельность, планировать и ставить достижимые цели. Данный курс понравился своими содержанием, новизной, формой работы, позволил педагогам дошкольных групп по-новому взглянуть на те обновления, которые происходят в современном дошкольном образовании. Кроме того, удачным моментом было то, что теоретический материал нашел подкрепление на практике. За время занятий у педагогов появились практические разработки по различным блокам данного курса: по организации и планированию образовательных событий, изменениям в предметно-развивающей среде, презентации к супервизионным встречам.
В результате педагогами дошкольных групп была проделана большая работа по реализации современных подходов в организации предметно-развивающей среды. Дошкольные группы прошли экспертизу по оценке качества образования в соответствии со шкалами ECERS-R. Эти взаимодействие и взаимообогащение способствовали повышению уровня компетентности педагогов, специалистов, стали толчком к ряду изменений, что было отмечено в итоговой экспертизе оценки качества дошкольного образования. Оценка стала приближаться к максимальным значениям.
Так, постепенно в дошкольных отделениях школы выстроилась идея открытого образовательного пространства, которое должно быть максимально открытым, доступным всем - детям, родителям, педагогам. Педагоги создали такую развивающую среду, в которой использованы все помещения - рекреации, прогулочные участки и даже лестничные пролеты: все максимально работает на идеи развития, свободы выбора, активной вовлеченности всех в содержательную деятельность. Активно использован и зарубежный опыт (несколько педагогов комплекса ознакомились непосредственно с опытом работы дошкольных организаций Германии и Дании), и опыт наших коллег, также активно сотрудничающих с институтом образовательных проблем «Эврика» и в рамках семинаров-практикумов, и в рамках летней школы, и во время постоянных встреч со специалистами института. Постепенно пространство дошкольных образовательных площадок наполнилось разным по содержанию материалом: появились различные игровые центры, дидактические зоны, комнаты психологической разгрузки, уголки уединения, зоны библиотеки, созданы условия для детского экспериментирования, организации выставок детских работ по различной тематике. При оформлении пространства следовали девизу: «Делать для ребенка и с ребенком».
Изменения и обновления в дошкольных отделениях, которые дала эта программа, - креативные и творческие воспитатели, инициативные, самостоятельные в выборе деятельности воспитанники, интересный и неповторимый образовательный процесс.
В настоящее время в нескольких дошкольных группах Троицкого и Новомосковского административных округов идет плодотворная работа по разработке и апробации программ для дальнейшей деятельности в рамках и статусе международной стажировочной площадки.
Об эффективности деятельности свидетельствуют достижения дошкольных групп в различных окружных, рейтинговых городских конкурсах, участие в инициативе Департамента образования и науки столицы «Гостеприимные школы», который дает работникам образовательных организаций возможность получать практические навыки, способствующие появлению передовых практик. Педагоги дошкольных групп с удовольствием транслируют успешные разработки по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями, презентуют систему работы трех воспитателей в группе, делятся опытом билингвальной работы. Педагоги дошкольных групп сотрудничают с Московским городским педагогическим университетом, активно включились в проект «Лучшие базы практик для будущих воспитателей».
Анализ уровня творческого потенциала педагогов за последние три года показывает тенденцию роста их активности, самостоятельности, стремление к инновациям и осуществлению опытно-экспериментальной деятельности. Наш опыт свидетельствует о том, что для запуска инновационной деятельности в дошкольных группах важно создать творческую группу из наиболее перспективных педагогов, для которых характерны стремление к творческому росту и достижению успехов в своей деятельности, интеллектуальная активность, ориентация на саморазвитие, совпадение собственных воззрений с целями нововведений.
В заключение можно отметить, что в дошкольных группах Троицкого и Новомосковского административных округов достигнуты определенные успехи в реализации идей современного развивающего образования: ответственные, профессиональные, творческие коллективы, способные к сотрудничеству, к нововведениям; индивидуальная эффективность каждого; прочные традиции; систематическое обучение педагогических кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами; достаточно высокий уровень квалификации педагогов; рациональная организация труда воспитателей; активное участие родителей воспитанников в различных формах совместной деятельности; профессиональные достижения педагогов дошкольных групп.

Маргарита МУРАШОВА, старший воспитатель школы №2073