Предметно-развивающая среда, которая стала незаменимым помощником в воспитании и развитии современного поколения, позволяет развивать творческие способности ребенка, воспитывать инициативность, самостоятельность и активность. Совсем недавно мы говорили о том, что нам необходима среда, которая будет безопасной, насыщенной, доступной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной. Сейчас мы говорим о важности возможностей полноценного развития каждого ребенка через игровую деятельность, познавательную, исследовательскую, экспериментальную, двигательную активность, которые мы получили, работая в современном трансформируемом пространстве.
Что же мы понимаем под трансформируемым пространством и как оно изменило жизнь ребенка?
Трансформируемость - это возможность изменения предметной и образовательной среды во всех помещениях дошкольной группы и в целом на образовательной площадке согласно происходящей тематической или проблемной педагогической образовательной ситуации. Среда расширяет возможности каждого ребенка в моделировании пространства под свои игровые замыслы, помогает полноценно прожить дошкольное детство. И чем богаче, разнообразнее будет представлено это пространство, тем больше возможностей у ребенка для выбора. Грамотно организованное пространство помогает играющим разделиться на небольшие группы, а значит, минимизировать конфликтные ситуации.
Для этого групповые помещения были укомплектованы мобильной и многофункциональной мебелью, интерактивным, мультимедийным оборудованием. Замена стационарных кроватей на модульные позволила расширить полезное пространство, сделать все помещения дошкольной группы открытыми для детей. Теперь это и дополнительная площадка для игры, и импровизированная сцена в театре, и кинозал. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский.
Ребенок легко может переместить мобильный островок и начать процесс «строительства» из конструктора, а затем погрузиться в мир игры в любом другом удобном для себя месте группового помещения. Условно разделенные на центры детской активности «островки» побуждают детей к исследованиям, экспериментированию. Детские исследования - отличный способ развития познавательной активности и мышления. Важным является и наличие в группах центров художественного творчества, игровой деятельности, двигательной активности, библиотеки.
У каждого ребенка появляется право самостоятельного выбора вида деятельности, материала, с которым он будет работать, возможность самостоятельного размещения своих работ в групповом помещении (что очень важно для дошкольника), а также круг единомышленников, с которыми те или иные проекты будут воплощаться в жизнь. Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, учится социальному общению.
Каждое утро воспитанника начинается с планирования и обсуждения предстоящего дня. Педагог стремится «услышать каждого ребенка», узнать о его желаниях, потребностях и реализовать их через образовательную программу. В течение всего дня детям доступны материалы для творчества: краски, карандаши, пластилин, бумага; для экспериментирования: центр «песок и вода» и различные природные материалы. Насыщенная среда способствует саморазвитию ребенка, а также реализации совместных детско-взрослых проектов.
Прежде чем начинать изменения среды, мы предложили детям и родителям поучаствовать в творческом проекте «Мы дизайнеры». Дети предлагали свои идеи преобразования пространства, рассуждали, рисовали, даже создавали макеты. В результате получились разные групповые пространства, которые расширили возможности наших детей, рекреации превратились в развивающие образовательные зоны. У каждого педагога, у каждого родителя свой взгляд на то, какой должна быть жизнь маленьких, но очень любознательных москвичей в детском саду. Когда профессионализм педагогического коллектива и идеи родителей находят отражение в разработке и реализации совместного образовательного проекта, от этого выигрывают дети.
Чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым в многообразном мире детского сада, педагог должен быть готов к работе с трансформируемым пространством, должен уметь использовать современные технологии обучения и воспитания. Для этого мы проводим обучение как через проект «Взаимообучение московских школ», так и путем погружения непосредственно в групповую деятельность через стажировочные площадки. По итогам обучения предлагается написать эссе-наблюдение. Вот отрывок одного из них: «Еще с вечера мальчишки договорились утром продолжить путешествие по морям и рекам, благо «корабль» стоял в спальне под всеми парусами с запасами провианта и спасательными средствами.
- А девчонок с собой возьмем? - спросил Сережа. А потом сам и ответил: - Да нет, пусть себе в куклы в группе играют.
А утром все так и сложилось: мальчишки развернули свою деятельность в спальне - им требовался большой простор для реализации их мальчишеских планов, а девочки уютно расположились в кукольном уголке за столиками для рисования и всяческого рукоделия. Время от времени игровые составы менялись, появлялись новые идеи, замыслы, повороты игры… Но всем было просторно и легко, как дома, где играть можно там, где можно играть, значит - везде!
Ситуацию с возможностью играть в детском саду «везде» придумали для детей взрослые, превратив кровати, которые не используются детьми в течение большей части дня, в просторные подиумы: хочешь - строй на них из модулей корабль, хочешь - почитай книжку, удобно устроившись на мягких подушках, хочешь - по­играй с другом в настольную игру или нарисуй огромную карту будущих путешествий. Все пространство спальни в распоряжении детей!
А потом наступит час отдыха. И на подиумах, как из волшебного сундучка, появятся теплые постельки, готовые принять своих неугомонных маленьких хозяев. И наступит тишина… Придут волшебные сны: о друзьях и товарищах, о морях и странствиях, о планах и мечтах, которые можно будет воплотить в жизнь сразу же, как только проснешься!
Используя новую трансформируемую развивающую среду, невозможно стоять на месте. Педагог постоянно находится в поиске новых методов и приемов. Новое образовательное пространство требует движения, преобразования, работы педагогов над своими профессиональными качествами.
Каждый новый день ведет к чему-то новому в жизни ребенка, дает ребенку возможность изучать мир, выбирать, развиваться и самосовершенствоваться. Как писал В.А.Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Ольга АФАНАСЬЕВА, директор школы №2070