Вначале мне хотелось помогать своей дочери, создать условия для полноценного детства, того, которое еще недавно называли не иначе как «счастливое». Сейчас, к сожалению, этот лозунг канул в Лету и упоминается чаще с сарказмом и иронией, а жаль. В нашей так резко изменившейся жизни (я имею в виду взрослых - родителей, учителей) сформировались иные приоритеты - успешность, эффективность, стали цениться креативность, напористость, уверенность в себе. Это, без сомнения, важные приоритеты взрослой современной жизни. И образование стало ориентироваться на эти явления, наращивая темпы получения детьми новых знаний в условиях того, что принято называть инновационными технологиями. При этом, как и во всяком новом деле, неизбежны болезни роста, которые могут отразиться на жизни тех, для кого эти технологии разрабатываются, - нынешних школьников.
В работе управляющего совета самое важное - построение конструктивного взаимодействия с педагогическим коллективом и администрацией. Здесь обсуждаются все значимые вопросы, касающиеся форм и подходов к обеспечению школьников качественным образованием в комфортных условиях. Особая роль управляющего совета - координация родительских инициатив, выделение существенных тенденций и общественный контроль за всеми сторонами школьной жизни. Постоянный контакт с администрацией школы позволяет осуществлять общественную экспертизу вводимых в образовательные учреждения новых технологий и методик. Основное условие деятельности управляющего совета - формирование синергиума усилий в достижении общих целей, создание условий для оптимального развития личности детей и подростков, их интеллекта, психоэмоционального и физического здоровья.
Оперативно получая обратную связь, реакцию родителей на возникающие новые условия, школьный управляющий совет включается в поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемых вариантов решения проблемных вопросов.
Так, в рамках практической организации работы управляющего совета нашей школы мы пришли к необходимости помимо создания комиссий выделять из числа членов совета кураторов по каждому структурному подразделению - каждой отдельной школе и детскому саду. Также из родительского актива выделились по 2‑3 волонтера, которые помогают кураторам в проведении работы на каждом конкретном участке. Это позволяет более эффективно построить текущую работу управляющего совета, наладить обмен информацией и своевременно реагировать на местные возникающие задачи в контексте общей обстановки в школе. Так, анализ первого периода работы управляющего совета нашей школы позволил выделить ряд приоритетных проблем, требующих решения.
Электронные дневники, домашние задания, электронная переписка стали за несколько лет основной формой включения родителей в жизнь школы и детского сада. В настоящее время члены управляющего совета с подачи все большего числа родителей начинают отслеживать вопросы, связанные с интенсивным вторжением в повседневную жизнь детей и подростков компьютерных технологий.
Важнее всего здоровье детей и подростков. В школе №2120 проводится серьезная профилактика сезонных инфекционных заболеваний и травматизма. В этом направлении работы управляющего совета предполагается организация полноценного мониторинга здоровья, позволяющего контролировать интегративные показатели здоровья, уровень утомляемости. Возможности мониторинга здоровья позволяют объективизировать медицинские аспекты неуспеваемости и наглядно оценить эффективность реабилитирующих мероприятий.
Другим аспектом здоровьеформирующей технологии сопровождения образовательного и воспитательного процесса, организуемого управляющим советом совместно с администрацией школы №2120, является программа профилактики наркотизации и алкоголизации детей и подростков. Особенность нашей программы в координации обучающих мероприятий, охватывающих помимо обучающихся их родителей и учителей.
Мы решаем и разнообразные вопросы по выбору программ обучения, взаимодействия родителей и педагогов, дополнительного образования, платных услуг, особенностей оборудования учебных классов и комнат детских садов. В этих случаях управляющий совет может помочь решить частные вопросы, выделить общие тенденции, представить их для обсуждения с администрацией и педагогами. В процессе заинтересованного обсуждения, как правило, находятся решения, приемлемые как для родителей школьников, так и для педагогов. Таким образом, работа управляющего совета способствует углублению и расширению контактов родителей и педагогов с позиции поиска оптимальных решений, актуальных вопросов, жизни школы, что позволяет обеспечивать максимальную эффективность обучающего и воспитательного процесса.

Андрей ЖИЛЯЕВ, председатель управляющего совета школы №2120, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией мониторинга здоровья и доказательной реабилитации Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства РФ, член Общественного совета при Департаменте образования и науки города Москвы