Опыт работы образовательного центра «Сириус», в котором проходила стажировка команды нашей школы в 2018 году, был взят за основу для создания образовательного пространства. В результате, начиная с 1 сентября 2018 года, на базе каждой образовательной площадки появились лаборатории дополнительного образования, объединенные в Учебно-научный центр.
За сравнительно небольшой период работы центра отмечается увеличение доли проектных и исследовательских работ инженерной и технической направленности, увеличение мотивации обучающихся участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Илья ДАНИЛИН, доктор биологических наук, методист, руководитель Учебно-научного центра:
- Уникальный образовательный проект - Учебно-научный центр, реализуемый на образовательных площадках школы №1392 имени Д.В.Рябинкина, является не только эффективной обучающей площадкой для предпрофессионального образования школьников, но и местом для развития мотивированных детей в области естественно-научных дисциплин.
Идея организации сети лабораторий на базе образовательных площадок возникла благодаря участию в проекте «Инженерный класс в московской школе». В рамках проекта наша образовательная организация приобрела современное демонстрационное и лабораторное оборудование, цифровые образовательные ресурсы, что значительно увеличило возможности преподавания в области естественно-научных дисциплин.
Однако при детальном изучении инструкций к оборудованию выяснилось, что их необходимо переработать с учетом познавательных возможностей обучающихся различного возраста и уровня подготовки, учесть возможность проведения исследовательской и проектной деятельности. Потребовалось разработать программы дополнительного образования для обучающихся 10‑11‑х инженерных классов для расширения области изучения физики и программирования, составить индивидуальные планы обучения детей.
В Учебно-научном центре сегодня работают лаборатории по следующим направлениям:
- инженерное дело;
- цифровое прототипирование и моделирование;
- робототехника и программирование;
- биотехнология.
Коллектив лабораторий состоит из специалистов, имеющих не только педагогическое образование, но и опыт работы на производстве и в лабораториях ведущих технических вузов и научно-исследовательских институтов. Педагоги центра курируют следующие направления:
- проектно-исследовательская деятельность обучающихся инженерных классов;
- участие обучающихся в мероприятиях проекта «Инженерный класс в московской школе» (предпрофессиональный экзамен и олимпиада, конференция «Инженеры будущего»);
- подготовка мотивированных и одаренных детей к участию в олимпиадах, конкурсах JuniorSkills и WorldSkills, конференциях различного уровня;
- организационно-методическое сопровождение учителей-предметников, участвующих в мероприятиях с проектами и исследованиями естественно-научной направленности;
- взаимодействие с вузами в рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся;
- организация экскурсий на предприятия.
Лаборатории Учебно-научного центра открыты не только для старшеклассников. Популяризация инженерного образования среди детей младшего школьного возраста занимает ведущее место в работе центра. Сотрудники Учебно-научного центра регулярно проводят экскурсии и организуют образовательные события в классах начальной школы и в дошкольных группах.
В рамках инициативы «Гостеприимные школы» лаборатории центра регулярно посещают педагогические коллективы столичных школ. Разработанная и успешно реализуемая коллективом школы концепция Учебно-научного центра заслужила положительные отзывы коллег, что позволяет нам считать данный опыт организации образовательного пространства успешным и рекомендовать для распространения среди образовательных организаций Москвы.

Максим КУХАРЕЦ, методист, руководитель лаборатории цифрового прототипирования и 3D-моделирования Учебно-научного центра:
- Главной целью нашей лаборатории является развитие познавательного интереса учеников, формирование навыков моделирования и конструирования, культуры инженерной, изобретательской и научной деятельности.
К основным задачам лаборатории можно отнести проведение проектной и исследовательской деятельности с использованием технологии 3D-моделирования для учащихся 5‑11‑х классов, проведение мероприятий научно-технической направленности; мотивирование обучающихся к научно-техническому творчеству.
Работа в лаборатории началась со сборки учащимися 8‑11‑х классов конструктора 3D-принтеров и сканеров. Впоследствии эти обучающиеся составили рабочую группу, которая уже сейчас помогает мне проводить занятия с младшими школьниками, таким образом, реализуется преемственность в передаче знаний.
На базе лаборатории организуется проектная и исследовательская деятельность с использованием технологии 3D-моделирования, которая строится исходя из запросов самих учащихся. На протяжении последних шести месяцев силами нашей лаборатории усиленно ведется подготовка к выставке моделей, напечатанных на 3D-принтере.
Проект учащихся восьмых классов «Конструктор биологической клетки» стал призером Московского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся, получил поощрительную грамоту на конференции «Потенциал».

Иван ГРЕБЕНЩИКОВ, педагог-организатор лаборатории цифрового прототипирования и 3D-моделирования Учебно-научного центра:
- Я преподаватель по направлению 3D-моделирования и прототипирования на базе Arduino в Учебно-научном центре, созданном на базе школы №1392 имени Д.В.Рябинкина, начинающий педагог, ранее инженер в сфере энергетики и промышленности. Представьте мое удивление, когда увидел в школе современное цифровое оборудование. В нашем распоряжении новейшая техника: 3D-принтеры, сканеры, интерактивные кульманы, станки с ЧПУ, платы программирования и другое оборудование, которое внедряется повсеместно, во всех сферах экономики. Разговоры о том, что образование не успевает за развитием технологий, не про нашу школу. Обучающиеся понимают, куда стремится развитие технологий, и участвуют в проектной деятельности, воплощая свои идеи в жизнь уже сейчас. У учеников есть возможность изучать то, что является передовым на данный момент, что позволит им быть востребованными при поступлении на инженерные специальности и в дальнейшей работе.

Сергей ПШЕНИЧНЫЙ, педагог-организатор лаборатории робототехники Учебно-научного центра:
- Подготовка обучающихся проводится на конструкторах EV3, Tetrix, VEX, ТРИК. Для каждой группы разработана отдельная программа дополнительного образования. После получения базовых знаний обучающиеся начинают самостоятельно выполнять задания и создавать собственные проекты.
В результате обучающиеся умеют получать теоретические и практические знания по программированию роботов, создавать различные механизмы и роботов, учатся работать в команде, выступать перед публикой.
Одними из самых интересных работ этого года, на мой взгляд, являются следующие проекты, созданные ребятами инженерного класса: «Робот для пожаротушения», «Система «умный дом».
Робот для пожаротушения сделан из наборов ТРИК и VEX. Проведены необходимые расчеты манипулятора. Этот проект получил диплом 3‑й степени на очередной XXVIII открытой московской инженерной конференции школьников «Потенциал», проходившей 1‑2 февраля 2019 года на площадке НИУ «МЭИ». На данный момент проект совершенствуется и готовится к дальнейшим соревнованиям и выставкам.
Успехи делают и ребята из 7‑го и 8‑го классов, занявшие 1‑е и 3‑е места в региональных соревнованиях PROFEST-2019. Сейчас идет подготовка к международным соревнованиям. Каждый месяц в группах проводятся состязания, что усиливает интерес к робототехнике.

Дарина НИКИТИНА, педагог-организатор лаборатории биотехнологии Учебно-научного центра:
- Удивительная, уникальная профессия - педагог-организатор Учебно-научного центра. Он помогает ребятам открывать свое призвание, определяться с выбором будущей профессии, а благодаря новейшему оборудованию получать не только теоретические, но и практические знания вне школьной программы.
В подобной форме обучения нет принуждения. Могу. Хочу. Умею. Делаю. Не боюсь ошибиться. Нет детей неодаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь реализоваться. Победа обучающегося становится и победой педагога!
Самое главное для наших учащихся - это продемонстрировать свои результаты в школьных и городских олимпиадах, на конкурсах проектных и исследовательских работ, выездных конференциях. Помимо этих мероприятий для создания новых возможностей профориентации и освоения современных профессиональных компетенций школьниками организована работа по участию в движениях JuniorSkills и WorldSkills, в которых старшие классы с удовольствием принимают участие.