За мою профессиональную жизнь с 1995 года до сегодняшнего момента произошла сильнейшая эволюция инструментария учителя: от кистей и красок, кодоскопов и пленок через использование проекторов и интерактивных досок к инструментам, обеспечивающим взаимодействие с обратной связью для всех участников образовательного процесса.
Московским учителям повезло - у нас появился современный инструмент для организации учебного процесса. Им стала платформа «Московская электронная школа». Она не только помогает достичь высоких образовательных результатов, но и является средой, мотивирующей ребенка на успехи как в школе, так и в жизни. И что очень важно, это существенно облегчает работу учителя за счет библиотеки сценариев уроков. Интерактивный урок, как конструктор, собирается из элементов содержания с учетом деятельности школьников. Трудно представить интерактивный урок МЭШ, на котором работает только учитель.
Широкий простор для деятельности дают интерактивные элементы, которые можно выполнять и на интерактивной доске, и на планшетах. Наконец, появилась реальная возможность удовлетворить потребности не только визуалов и аудиалов, но и кинестетиков («перетащи», «соедини»).
Поменялась и роль теста. Он перестает быть только средством проверки знаний. Идет не только подготовка к выполнению тестовых заданий в формате ВПР, а в дальнейшем и ОГЭ, и ЕГЭ, международных исследований, но и развитие метапредметных умений. Чтобы понимать смысл прочитанного, недостаточно много читать. Необходимо с текстом работать. А главное - иметь возможность обратной связи. Любое фронтальное тестовое задание можно выполнять на планшетах и ИД, а самое главное - получить результат и сразу понять: был прав или ошибся. Не дожидаться, когда предположения ученика проверит учитель. Все это работает на важность. Знания важны только тогда, когда ими пользуются. Фронтальный тест и в этом случае дает обратную связь. Активные ссылки делают урок открытым, дают возможность работать с разной информацией.
Интерактивный урок МЭШ достаточно пластичен, чтобы с его помощью организовать учебную работу с использованием различных педагогических технологий. А значит, может быть использован любым учителем вне зависимости от предпочтений последнего.
Современные средства информационных технологий могут обеспечить информационный обмен между всеми участниками образовательного процесса не последовательно (сначала один ученик у доски, а потом другой), а произвольно. Для этого нет необходимости выходить к доске и дожидаться с поднятой рукой, когда на тебя обратит внимание учитель. Имея в руках планшет, можно отправить на доску свои мысли по поводу проблемы, поднятой на уроке. Твой комментарий увидят все и смогут на него отреагировать. Индивидуальный вклад каждого участника группы станет прозрачным. В работу над общей задачей будут вовлечены все ученики.
Обсуждение в группе не бывает тихим, если ведется стандартным способом. А если у ученика есть возможность отправить на пространство доски свой комментарий, не вставая с места, его увидят все. И ребята могут на него отреагировать, а времени урока хватает на то, чтобы предоставить благодаря этому слово каждому.
В своем классе я попробовала провести свои уроки, включая в них отдельно разработанные мною тесты соответственно теме, а также уроки других учителей или отдельные элементы уроков. Интерес и желание детей работать увеличиваются, конечно, в разы. Дети учатся применять свои знания на практике, а умение работать с цифровой электроникой - именно для учебы, а не для развлечений.

Анна ВОЛОДАРСКАЯ,
учитель начальных классов школы №2120, обладатель гранта мэра Москвы