Школы №2120, 2070 и 1392 включены в работу направления «Цифровые практики» (http://teenagernet.ru/nlab2018). Здесь в течение учебного года предусмотрены четыре сессии, которые проходят в формате сетевых (виртуальных) образовательных событий.
Виртуальные образовательные события - это интенсив, который направлен на тренировку навыков работы в сетевых группах, выполнения задания в условиях отвлекающих факторов, коммуникации с малознакомыми людьми, публичной презентации результатов, работы с несколькими цифровыми инструментами, анализа противоречивых данных, доказательства позиции и выстраивании сетевых проектов.
Традиционно все сетевые образовательные события года в направлении «Цифровые практики» объединяет одна идея. Для этого учебного года была выбрана тема профессий будущего. Проблематика реализуется через игровой сюжет: трансконтинентальная корпорация по виртуальным коммуникациям «Нейролаб» осуществляет обработку запросов от разных жителей планеты, в том числе и будущего. В решение запросов включаются школьники, которых в ходе определенных испытаний отбирают сотрудники компании. На этот раз в «Нейролаб» обратился Евгений, который живет в 2038 г. Он потерял работу и исследует, почему так произошло, просит помочь выбрать специальность и разработать проект успешного стартапа.
В ходе первого события (октябрь 2018 г., январь 2019 г.) участники исследовали запрос Евгения и определяли подходящие ему специальности. Во втором событии (декабрь 2018 г., февраль 2019 г.) участники работали над созданием бизнесов стартапов для Евгения в области медицины, образования, искусства и информационных технологий. Идея третьего события, которое пройдет 12‑14 марта, пока под секретом.
Подобные форматы - часть образовательной экосистемы современной школы. Здесь у школьников формируются навыки работы с информацией, сложной коммуникации с разными людьми, анализа данных, презентации продукта, выбора и саморегуляции.
Сетевые образовательные события - это также место для формирования цифровых компетенций учителей, к которым можно отнести проведение онлайн-занятий (включения), модерацию сетевой группы, анализ данных и сопровождение учащихся, новые психологические компетенции.
К школам Москвы в сетевых событиях направления «Цифровые практики» присоединяются школы-партнеры из регионов России и других государств. Среди них Русская школа Страсбурга (Франция), школа №33 Улан-Батора (Республика Монголия), школа №32 Улан-Удэ (Республика Бурятия), школа №6 Соснового Бора Ленинградской области, школа с. Хмелинец Липецкой области, Алексеевская гимназия Благовещенска и другие. Число участников сетевых событий постоянно растет, новые сетевые образовательные форматы становятся доступными для разных школ. В мартовском событии уже будет участвовать 21 команда школьников.
Важно отметить, что в ходе проведения сетевых образовательных событий по направлению «Цифровые практики» совместными усилиями школ сложилась технология сетевой образовательной коммуникации, где деятельность участников происходит в большей степени в цифровой среде, чем в реальном пространстве, разработка продукта осуществляется в сетевых группах учащихся (группы между школами), взаимодействие координаторов и участников осуществляется только посредством виртуальных инструментов (комнат, форумов, групп в социальных сетях, конференций).
В «Нейролаб-2», прошедшем 26‑28 февраля, одновременно в рамках одного образовательного события работало 6 видеоканалов коммуникации: один основной (для сопровождения общего хода события) и пять детских (видео- и текстовые чаты), которые управлялись модераторами сетевых групп. Это большой прорыв! Сейчас можно утверждать, что в рамках сетевой подростковой школы разработана технология проведения сетевого образовательного события, в котором одновременно могут участвовать 100 и более команд. И это живой онлайн, а не работа с видеозаписями!

Елена ПЕТРЯЕВА,
эксперт по цифровым проектам Института проблем образовательной политики «Эврика»