Наверное, главное, что мне дала школа, - это умение общаться, причем как с ровесниками, так и со старшими, и, наоборот, с теми, кто младше. Социализация ребенка, возможность понять, какие разные люди его окружают, получить первый опыт взаимодействия с коллективом - неотъемлемая часть учебного процесса и навык, который, несомненно, пригодится в будущем. И этому научили меня в моей школе.
Сейчас я учусь на биологическом факультете МГУ, меня окружают выпускники престижных (иногда даже частных) лицеев и гимназий. Парадоксально, но у многих из них не развито умение учиться. Я и сама в 9‑м классе хотела уйти в профильный класс лицея, но осталась в своей школе, поскольку здесь была, есть и остается сбалансированная учебная программа, а не попытки вложить в головы старших школьников материал 1‑2‑го курсов профильных вузов. Оговорюсь, что к этому моменту я четко определилась с тем, куда хочу дальше поступать, поэтому, приняв решение идти в 10‑й класс, я записалась на подготовительные курсы на биофаке, готовилась к олимпиадам, конференциям и расширяла свои знания по дисциплинам, необходимым для поступления. Самое главное - у меня оставалось на это время, но при этом и непрофильные для меня предметы не забывались. Да, у меня не было опыта сдачи сессии в школе, мне не преподавали отдельно экологию и эволюцию живого мира, все это пришло ко мне после, уже в институте. Я шагала по этой учебной лестнице, и рубежи новых знаний преодолевались совершенно естественно, хотя порой и нелегко. Я избежала участи некоторых моих однокурсников, которым в старших классах приходилось ездить рано утром на учебу, оставаясь в школе до позднего вечера, по ночам штудировать кучу литературы, буквально впихивая в себя тонны информации, улетучивающейся из головы после сдачи (потому что она толком не переработана, отложена на кратковременную память). Они сбивали себе режим и изматывали нервы, а сходить погулять, судя по рассказам, - что-то на грани фантастики. В результате к моменту учебы в университете у них часто не было желания и умения учиться: информация по привычке откладывается ненадолго и быстро забывается, из-за отсутствия мотивации работа делается в последний момент, а лекции слушаются в пол-уха (хорошо, если слушаются вообще). Печальный факт - многие приходят без желания учиться.
Мне очень повезло с учителями. Начиная с младшей школы меня окружали Педагоги, именно так, с большой буквы. Они не просто передавали знания, они понимали, наставляли, учили жить. Когда я серьезно увлеклась олимпиадами, меня поддерживали, мы вместе радовались и огорчались. Мне иногда кажется, что, например, о моем поступлении они волновались больше, чем я сама. Наверное, все можно объяснить кратко: они вдохновили меня. Сейчас я сама хочу стать учителем, надеюсь, у меня получится не забыть то, каково самой сидеть за партой, и стать настоящим педагогом.
Может быть, звучит странно, но школа дала мне возможность побороть комплекс отличницы. Помню, как я плакала над первой четверкой, а сейчас мне кажется это смешным. Это вовсе не значит, что я не стараюсь сделать свою работу на совесть, но и не забываю: лучшее - враг хорошего. Преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их, возможность реализовать себя в самых разных аспектах, критически мыслить и оценивать ситуацию - всего и не перечислишь.
Что такое школа сейчас? Конечно, изменились условия - появляется новое оборудование, связи, возможности, формируются новые профильные классы, в школу приходят преподаватели вузов. Но главное, что, несомненно, меня радует, - все еще остаются тепло и атмосфера, остается все то, о чем я рассказала, - дети учатся общаться, учиться, жить. Сейчас здесь учатся мои младшие сестры, и по тому, как они взрослеют, я понимаю, что помимо получения знаний в школе сохраняется традиция передачи человеческих ценностей, начал. Здесь учат не только математике и языкам, но и тому, как быть настоящим человеком.

Елизавета КОТЛЯРОВА,
выпускница школы №2065 2017 года