Я сознательно не хочу сравнивать «Мэри Поппинс возвращается» ни со старым американским фильмом «Мэри Поппинс», ни с советским «Мэри Поппинс, до свидания». Ведь творение Роба Маршалла заявлено им как самостоятельное произведение, разумеется, неотделимое от книг Памелы Трэверс или от старой экранизации. Попробуем взглянуть на это кино с чистого листа.
Новый фильм продолжает повествование о семье Бэнкс, зрителю предстоит узнать, как обстоят дела у следующего поколения, и познакомиться с новыми членами семьи, детьми Майкла Джоном, Джорджи и Аннабель. Ну и, конечно, убедиться в том, что лучшая в мире няня ничуть не изменилась за прошедшее время. Признаюсь, никогда не любила персонаж Мэри Поппинс. Ни ребенком, ни взрослой мне не хотелось бы участвовать в самых расчудесных приключениях вместе с этой ледяной сосулькой. Но оставим пока в стороне мои личные пристрастия. Сюжет незамысловат: Джейн и Майкл взрослые, она одинока, он потерял жену и растит троих детей. Дети вполне воспитанные, в меру пугливые, не по возрасту взрослые и самостоятельные в отличие от настоящих взрослых. Фильм начинается со сцены прорыва трубы в доме, и, несмотря на то что рядом отец, тетя и гувернантка, девочка звонит водопроводчикам, а мальчик идет закручивать вентиль. Семье грозит потерять заложенный дом из-за просрочки платежей, и все, включая детей и гувернантку, думают, как его спасти. Майкл и Джейн ищут сертификат как доказательство, что их отец владел акциями, это может спасти дом от конфискации банком. Появляется Мэри, начинаются чудеса и приключения. Если честно, наблюдать за ними мне было скучно. Ванна превратилась в океан. Полетали, поплавали, побывали в фарфоровой чаше. Дети разоблачили злодея-банкира, но им никто не поверил. Фильм музыкальный, однако ни одна мелодия не запомнилась. Ничего особенно неприятного, но и приятного тоже в этой музыке не было. Танцевальные номера, пожалуй, соответствуют уровню среднестатистического мюзикла, но опять же ничего выдающегося, нового и запоминающегося. Неплох прием по соединению классической анимации Диснея с фильмом. Когда дети вместе с Мэри попадают в фарфоровую чашу, то оказываются внутри мультфильма, в котором взрослые узнают знакомые им с детства черты старых диснеевских мультфильмов.
Из актерских работ я бы отметила роль Эмили Блант - Мэри Поппинс. Она безупречно справилась с образом Леди Совершенства. Неплох образ неунывающего фонарщика Джека, умеющего мечтать и не потерявшего веру в чудеса, его сыграл Лин-Мануэль Миранда. Запоминается персонаж Мерил Стрип - пятиюродная сестра Мэри. Однако это скорее образ для взрослых, к тому же не очень понятно, для чего ее персонаж вообще присутствует в фильме - Мэри с детьми отнесли кузине Топси для починки фарфоровую чашу с отколотым кусочком. И тут возникает вопрос: а почему же Мэри не может сама склеить эту чашу? Из этого и некоторых других моментов возникает главная претензия к фильму - чувство, будто меня обманывают. Да, в сказке возможно все, но даже сказки строятся по своим законам. Успеть до полуночи, поцелуй любви, последний лепесток, прекрасный принц, все это не случайные сказочные детали, это заданные рамки, внутри которых действие разворачивается и им подчиняется. И вопроса, почему так, а не иначе, не возникает. К этому повествованию о Мэри Поппинс у меня есть вопросы. Например, почему Мэри, если она такая умная, не помогла найти сертификат с самого начала: бумаги, разбросанные по дому, в коробку собрать смогла, а найти среди бумажек нужную - нет. Почему? Потому что герои должны справиться с ее помощью, но самостоятельно? Потому что ей хочется именно так? Или сцена с переводом стрелок на Биг-Бене. Мэри наблюдает, как стараются несчастные фонарщики, рискуя жизнью, пытаясь добраться до циферблата. Убедившись, что у них все же не получается, вздыхает: «Все сама, все сама», взлетает и переводит стрелки. Но почему она не сделала этого в самом начале? Или это сказка о том, если человек сделает все, что может, но не достигнет результата, помощь непременно придет? Или о том, что есть место для радости, даже когда привычный мир вот-вот обрушится? И все обязательно будет хорошо… Возможно, я просто не люблю Мэри Поппинс и потому смотрю на фильм под углом этой нелюбви. А кому-то другому это кино принесет радость.
Все же нельзя не отметить, что именно Мэри возвращает детям детство. Пока Джон, Джорджи и Аннабель рядом со своей няней, тяготы взрослого мира, слишком рано явившиеся к этим детям, отступают и на смену им приходит сказка - легкая, радостная и беззаботная. Дети попадают в мир, где плохое даже если и случится, то рядом обязательно будет тот, кто спасет, поддержит и поможет, тот мир детства, который должен быть знаком каждому ребенку. И тогда, повзрослев, такие дети смогут сами отвечать за себя, свою жизнь и уже своих детей, и помощь Мэри Поппинс им не понадобится. И, возможно, кто-то увидит в фильме именно это.