Макайвер - классический фанат, скрупулезный, пристрастный и упертый. Как и полагается такой категории людей, он восторженно поднимает на щит одни периоды развития группы и на дух не переносит другие. А поскольку автор явно симпатизирует классическому трэшу, наиболее полно оказывается освещен ранний этап существования группы, охватывающий три первых альбома. Здесь много ценной справочной информации, поскольку автор подробно прослеживает генезис трэша и его отличие от блэка и экстремального металла.
В книге развенчивается множество мифов, связанных как с Metallica, так и с тяжелой музыкой в целом. Один из таких щекотливых моментов - обвинения металлистов в сатанизме. Опираясь на свидетельства из первых уст, Макайвер убедительно доказывает, что демонические образы музыканты в подавляющем количестве случаев использовали в качестве декора. Металлистов, действительно поднимавших сатанизм на щит, можно пересчитать по пальцам, и среди них, например, оказывается Кинг Даймонд, водивший знакомство с автором «Сатанинской библии» Антоном Ла-Веем. Зато Джон Буш из Anthrax на страницах книги прямо заявляет, что с дьяволом он не знаком, симпатизировать ему не может, поэтому с какой стати должен воспевать его?
Что до участников Metallica, то их всегда больше интересовала музыкальная сторона дела. Именно поэтому группа никогда не стояла на месте и следила за всеми актуальными тенденциями, включая и направления, далекие от металла. В экспериментальных альбомах 90‑х Load и Reload ощутимо влияние блюз-рока, барабанщик Ларс Ульрих неоднократно признавался в любви к группе Oasis, а альбом Lulu Metallica вообще записала с легендой арт-рока Лу Ридом.
Поощряя страсть своих любимцев к экспериментам, Макайвер тем не менее постоянно норовит их загнать в трэшевое гетто. Не скупясь на комплименты первым трем пластинкам, он настороженно пишет о принесшем Metallica мировую славу «Черном альбоме» и ругательски ругает последующие номерные релизы команды. Из-за этого впечатление о нынешнем этапе группы остается смазанным, ведь автор постоянно намекает на какой-то рывок, которого группа, по его мнению, так и не сделала.
Недостаток общения Макайвера с участниками Metallica не лучшим образом сказался на данных им в книге характеристиках. Джеймс Хэтфилд по большому счету так и остается для читателя «темной лошадкой» с психической травмой неясного происхождения. Джейсону Ньюстеду уделяется непропорционально много внимания уже после его ухода из группы. Объективнее других освещен Ларс Ульрих, но в какой-то момент от его гиперактивности буквально начинает рябить в глазах.
Как ни странно, наиболее удался автору портрет Дэйва Мастейна, проигравшего с Metallica лишь десять месяцев и не поучаствовавшего в записи ни одного альбома. Макайвер явно пребывает под воздействием харизмы этого рыжеволосого мизантропа, сочно описывая и его буйный нрав, приведший в итоге к увольнению из группы, и обретенные им ныне глубину, эрудицию и равновесие. О том, как менялось со временем отношение создателя Megadeth к бывшим коллегам, в книге тоже сказано исчерпывающе. Невозможно остаться равнодушным и к описанию съемок Мастейна в документальном фильме о Metallica, где он дал волю чувствам, а потом об этом пожалел и пытался добиться приостановки своего участия в этом проекте.
Труднее всего Макайвера упрекнуть в идеализации своих героев. В книге достаточно рассказано и об алкогольных загулах музыкантов, и об их затянувшемся конфликте с файлообменником Napster, когда из-за агрессивного наскока Ульриха группа изрядно подпортила себе репутацию и подрастеряла фанатов. Эти и другие противоречия чуть не привели Metallica в 2003‑м к распаду, но музыкантам, как ни странно, помог выйти на новый виток фильм, снятый тогда же в психотерапевтических целях. Кто бы мог подумать, что такое могло произойти с идейными противниками канала MTV, которые долгое время не позволяли себе снимать клипы, не говоря уж о крупных формах.
Далеко не все в книге будет интересно «непрофильному» читателю. Особенно утомляет ревностное протоколирование рядовых гастрольных туров, подробности которых тут же вылетают из головы. Впрочем, российскому читателю и тут есть на что обратить внимание, поскольку в биографии упоминается печально известный концерт на тушинском аэродроме в сентябре 1991 года, где из-за спровоцированной милицией давки пострадало множество людей. Оказывается, позже Metallica даже выпустила лимитированным тиражом кассету с записью этого выступления и представила ее на одной из закрытых новогодних вечеринок!
Хватает в книге и других сюрреалистических подробностей. Чего только стоит упоминание о дерзкой панк-группе, которая, дабы позлить непримиримых борцов с сервисом Napster, попробовала взять себе название Metallica. Или упоминание об алкогольной охотничьей сибирской эпопее Хэтфилда, после которой ему пришлось ложиться в реабилитационную клинику.
На Западе книга «Metallica. Вся правда о группе» выдержала уже четыре издания. В России же она переиздается впервые. По сравнению с редакцией 2008 года монография дополнилась двумя главами и еще одним кратким авторским предисловием. Информация об альбоме 2016 года Hardwired...To Self-Destruct дана лишь в виде краткой сноски, а завершается повествование хроникой введения Metallica в Зал славы рок-н-ролла, перипетией с записью совместного с Лу Ридом альбома Lulu и восторженным репортажем с выступления «большой четверки трэш-метала» в Польше. Еще пара-тройка таких поводов, и у книги наверняка появится очередное продолжение.

Джоэл Макайвер. Justice For All. Вся правда о группе Metallica. Пер. А.Соломиной, А.Шаляпина. - М. : Рипол Классик, 2019.