В «Зверском детективе» барсуки-полицейские «виртуозно ведут допрос», «рисуют психологический портрет преступника» и объявляют «операцию «Когти прочь», а серия зловещих преступлений совершается в соответствии с сюжетом «Баллады о бешеном хомяке». Поэтому взрослый читатель, осиливший за свою жизнь не одну сотню криминальных историй, увидит в книге мягкую и незлую пародию.
Детектив интересен прежде всего как поиск истины. Практически в любой книге о преступлении и наказании есть пара сыщиков, из которых один умный и проницательный, а второй поверхностный и бестолковый, при этом второй страшно мешает первому. Или следственные ошибки и ложные развязки, когда угроза обвинения нависает над невиновными. В итоге детектив, где упорный поиск правды преодолевает все эти препятствия, звучит как хвалебный гимн интеллекту и горячий протест против вредоносной глупости. Когда автор, что называется, закручивает сюжет, усложняя главному герою - сыщику - путь к разгадке, он, с одной стороны, развлекает публику, а с другой - увеличивает цену и вес ума и проницательности в глазах читателя. В детективе Анны Старобинец абсолютно отсутствуют следы назидательности или прямого морализаторства. Воспитательный момент косвенно выражается именно в любовании проницательностью и трезвостью мышления.
Другой важный аспект - детектив демонстрирует механизмы обмана. Пусть и в форме литературных клише. «Зверский детектив» предлагает широкий набор манипуляций, спекуляций и видов мошенничества. Слабые спекулируют своей слабостью, начальники злоупотребляют властью, самовлюбленные фам фаталь играют чужими чувствами… И все они совершают вероломства, подставляют и предают. В этом смысле «Зверский детектив» вовсе не футляр для розовых очков, а книга довольно жесткая, близкая к «суровой правде жизни».
В то же время в повестях создан замечательный и оригинальный звериный мирок. Сначала он ограничен рамками главного места действия - Дальнего Леса, но быстро начинает расширяться, на карте появляются Ближний Лес, деревня Охотки и другие пункты. Эти отдельные территории заметно отличаются друг от друга по уровню развития, самым продвинутым и гуманным является Дальний Лес, остальные более или менее дики. Эти маленькие страны конфликтуют и сотрудничают, волей-неволей оказывая друг на друга сильное влияние. Дальний Лес изображен со множеством уютных подробностей. Звери здесь ходят в бар «Сучок», чтобы выпить мухито, смотрят корневизор, пользуются лягушачьим ква-каунтом для мобильной связи, а в полицейском участке диктофоном служит скворец.
Здесь колоритны буквально все персонажи, при этом внутренний объем каждого увеличивается за счет все той же пародийности. Пару главных героев составляют Старший Барсук Полиции и его помощник Барсукот. Барсук умен, опытен и прозорлив. Барсукот дерзок и порывист, образно выражаясь, с разбега то и дело ударяется лбом о фонарный столб. У обоих за плечами узнаваемая киношная драма: Барсук по собственной вине потерял семью, Барсукот - кот-подкидыш, во всем подражающий Барсуку, имеет проблемы с самоидентификацией.
Книга вообще полна иронии. Половина персонажей страдают от модных сегодня психических травм и консультируются у Мыши-психолога. Зайчиха, готовая ради своих зайчат пуститься во все тяжкие, попадает в известный раздел «яжемать». А жизнь курятника, где куры искренне прославляют свою хозяйку, не зная, что та собирается сварить из них суп, наглядно и образно иллюстрирует работу любой идеологической машины.
Сиквелы удачных произведений редко удерживают заданную первоначально планку. Во многих случаях авторы вынуждены буквально вымучивать их за счет композиционных и сюжетных нагромождений, когда, по сути, добавить уже совершенно нечего. А все четыре истории, входящие в «Зверский детектив», абсолютно равноценны. Первые две повести в конструктивном отношении проще, последние две - объемнее и сложнее, при этом они вполне органично продолжают друг друга, складываясь в завершенное единое целое.
И наконец «Зверский детектив» просто здорово написан, с изысканной ясностью, юмором и трогательным тихим лиризмом: «Из-за черного облака дыма, из-за острых еловых пиков, из-за робких, розоватых предрассветных мазков на горизонте, похожих на оброненные перья фламинго, вдруг послышалась веселая трель полицейской сирены, которой так хорошо подражал Скворчонок…
- Он прощается с нами сейчас, - сказал Барсук Старший. Вой сирены становился все тише, а потом совсем смолк».
Безусловным украшением книги стали волшебные иллюстрации художницы Марии Муравски. Яркие и одновременно сдержанные, выразительные, стильные рисунки точно попадают в текст и, взятые вместе, складываются в увлекательный полнометражный мультфильм.
На многочисленных форумах, посвященных детской литературе, постоянно обсуждаются вопросы о том, как привить детям любовь к чтению, увлечь детей чтением и так далее. Но дело в том, что детям трудно полюбить абстрактный процесс, они любят конкретные, отдельные книги, такие как «Зверский детектив».

Анна Старобинец. Зверский детектив (для младшего и среднего школьного возраста). - М. : Абрикобукс, 2018.