Прежде всего руководитель образовательной организации порадовалась за тех, кто в рамках семинара имеет возможность увидеть опыт как школ с вековой историей, так и школ-новостроек. Такая практика, когда будущие управленцы могут задать любые вопросы действующим руководителям, полезна и ценна. Она позволяет серьезно подкрепить теоретические знания. По словам Татьяны Алексеевны, в свое время ей тоже очень помогли встречи с опытными коллегами в рамках Клуба молодых директоров, хотя в эту школу она пришла работать уже действующим управленцем.
- До устройства на работу сюда я была руководителем гимназии №405 Красногвардейского района и в принципе прошла интересный профессиональный путь от учителя начальной школы до завуча начальной школы, - рассказывает директор. - Меня очень радует, что мой путь в управление был постепенным, а не скачкообразным. Сегодня, к слову, есть такая тенденция, когда человек, только-только окончивший вуз, становится у руля организации или предприятия. Мне все-таки кажется, что, чтобы быть директором школы, нужно наработать определенный опыт. Часто молодой директор - это человек с идеями, но не совсем понимающий людей, тем более если эти люди - разновозрастные сотрудники. В гимназии №405 я сама столкнулась с тем, что у нас был возрастной коллектив. Когда пришла работать после окончания вуза, к категории молодых людей относились всего два человека. Должна признаться: нам, молодым, было трудно реализовать какие-то идеи, в том числе творческие. Но этот опыт притирания, поиска компромисса тоже был нужен.
Когда я начала работать директором гимназии №405, передо мной встала задача вывести коллектив из стагнации. Для этого пришлось задействовать разные формы и форматы, и творческие в том числе. Нужно было создать команду, которая могла бы служить мне опорой во всем. Нам в этом плане очень помогли специалисты СПбАППО, которые читали лекции, проводили семинары и тренинги с целью сплотить команду, помочь ей выбрать единую цель.
Когда этот процесс был запущен, стало легче работать. И, что любопытно, наша управленческая команда, которая сформировалась в гимназии, сделала дальнейший профессиональный шаг. Так, из того управленческого ядра вышли четыре директора школы.
- Татьяна Алексеевна, с чем вы столкнулись, когда пришли работать в школу-новостройку?
- Наверное, с тем же, с чем сталкивается любой директор вновь открывающейся школы. Здесь нужно было начинать все с нуля. Конечно, со мной пришли несколько сотрудников из гимназии №405, но их было мало: я старалась не разбивать коллектив четыреста пятой, чтобы новому директору легче было работать. Понятно, что устраиваться на работу к нам приходили разные педагоги, в том числе те, кто ушел из других школ, и не всегда у них там складывались хорошие отношения с руководителем, с коллективом. Точно так же приходили разные дети. Нужно понимать, что наша школа строилась для нового микрорайона, куда переезжало много людей по программе расселения коммунальных квартир, ветхого жилья и т. д. Дети были из окраинных школ, из пограничных поселков, из других регионов России. Не у всех из них был позитивный опыт обучения, поэтому у нас было много трудностей социального характера. Были и прогулы, и агрессивное поведение. Только представьте: наша новая школа была идеальной, туалетная бумага лежала в специальных диспенсерах, был зимний сад, красивые сенсорные игрушки, два лингафонных кабинета, шикарный актовый зал и многое другое. Для некоторых детей видеть это было в диковинку. Дети столкнулись с культурой и не знали, что делать. Поэтому нашей первой задачей стало психологическое сопровождение и детей, и взрослых, то есть объяснение, погружение в общекультурную среду с помощью проведения специальных акций, праздников, классных часов. Нам важно было развернуть детей лицом к себе, создать им атмосферу тепла и заботы. Ведь часто ребенок приходит озлобленный не потому, что он такой плохой, просто у него не сложились отношения в прежней школе, в семье. Он привык быть изгоем и думает, что везде будет так же. А мы решили, что у нас в школе будет иная атмосфера, и все эти годы стараемся придерживаться этой позиции.
Мне, наверное, не случайно досталась фамилия Добрунова. Я ее считаю своим кредо, так как уверена: до каждого ребенка можно достучаться и попытаться понять его. Я из тех директоров, к которым не боятся заходить в кабинет. У меня есть и аквариум с рыбками, и огромная коллекция колокольчиков, которые приво­зят из своих путешествий все - и дети, и взрослые. Эта традиция придумана не мной, но поддерживается всей школой. Мы можем с ребенком часами разговаривать, и часто он мне рассказывает больше, чем мог бы рассказать дома. Такие разговоры нужно вести и классным руководителям, ведь иногда разговор по душам спасает. Поэтому я убеждена, что работа классного руководителя обязательно должна хорошо оплачиваться.
- В рамках семинара «Школа молодого директора» выступало много молодых специалистов из вашей школы, и кто-то из них заметил, что в школе огромное поле для творчества.
- Да, молодежи у нас много - до 35% от всего педагогического коллектива. Они все разные, некоторые приходят с новыми идеями, и мы эти идеи приветствуем. Например, одна женщина, молодой специалист, сама вовлечена в экологические проекты и хочет увлечь этим детей. Почему нет? Нам это интересно. Мы вообще готовы обсуждать самые разные вопросы и рассматриваем самые разные модели работы с молодежью. Наша школа дает возможность себя реализовать. Конечно, есть общая канва программы развития, но это не говорит о том, что нужно сидеть в определенных рамках и никуда не двигаться. Программу развития можно и нужно корректировать, ведь время не стоит на месте.
- В вашей школе разработана программа электронного документооборота, есть электронная учительская, где педагоги работают с гугл-формами, создают таблицы для расписания, различные графики, электронные портфолио и т. д. Это тоже инициатива молодежи?
- По сути, это требование времени, на которое мы отреагировали. При открытии в 2009 году наша школа имела проектную мощность на 450 детей, и у нас было много свободных помещений. Сейчас, когда число детей практически удвоилось, пришлось подумать над тем, чтобы оптимизировать пространство. Но так бывает во всех школах, которые востребованы. Поэтому переход на электронные платформы стал своевременным решением. Мы сначала попробовали, а потом поняли, как это удобно. Благодаря виртуальной учительской более оперативно решается множество вопросов, и, кроме того, оказалось, что, внедряя это в свою работу, мы идем в русле современных изменений. Теперь мы сами делимся опытом с другими школами. В нашей школе вообще принято все время учиться. Например, мы практикуем внутрифирменное обучение. Наши педагоги разрабатывают авторские курсы, как краткосрочные, так и долгосрочные. Сами придумывают интересные общешкольные проекты. Например, мы всей школой играем в интеллектуальный квиз «ШУБА». Это своего рода коллективное «Что? Где? Когда?». Очень веселое и очень интересное мероприятие. У нас мощное отделение дополнительного образования, где занимаются уникальные коллективы и проводятся замечательные концерты, спектакли и фестивали.
- Собрать такую команду - это тоже одна из важных управленческих задач.
- Совершенно верно. И я опять возвращусь к теме управления школой. Все-таки неправильно, когда школу возглавляет тот, кто только-только поднялся с вузовской скамьи. На мой взгляд, лучшими директорами школы становятся заместители директора этой школы, потому что, как правило, это учителя с опытом управления. Такой человек знает педагогику и имеет опыт работы с коллективом. У молодежи много амбиций, но многие из них просто не знают, что такое директорский труд.
Кажется, что директор сидит себе в кабинете и руководит, раздавая поручения, но это не так. Директор - это прежде всего стратег, экономист, хозяйственник, а также тонкий психолог, потому что не всегда при решении проблемы нужно рубить с плеча. Психология помогает и в подборе кадров, ведь каждый директор заинтересован в том, чтобы у него работали умные и талантливые заместители, чтобы вели работу квалифицированно и грамотно. Здесь часто срабатывает чутье, а оно приходит с опытом, в том числе жизненным. Да, сейчас много управленческих конкурсов, но не факт, что победитель сможет эффективно работать в настоящем коллективе, а не конкурсном. Наверное, для начинающих управленцев нужна стажировка. Например, в Австрии у каждого учителя в вузе есть наставник, и когда педагог приходит работать в школу, то наставник какое-то время находится вместе с ним, помогает, консультирует. Приходя на должность директора школы, молодежь должна понимать: это огромный груз ответственности, потому что имеешь дело с большим детским и взрослым коллективом. Ты отвечаешь буквально за все, что происходит в школе и даже за ее стенами. Школа - это не кино. Есть радостные, а есть очень тяжелые дни, когда ты видишь сложные семьи и понимаешь, что ничем больше помочь не можешь. В школе сейчас работать, конечно, стало сложнее, но эта работа важная и нужная. И приток молодежи в нее необходим. Чем больше будет молодых людей, погруженных в Педагогику с большой буквы, тем больше у нас будет уверенности в том, что нам есть кому передать опыт.

Санкт-Петербург