Первым пунктом заседания стало назначение руководителя совета - им стал советник министра просвещения РФ Виктор Басюк. Заместителем руководителя - ректор Института развития образования Ярославской области Ангелина Золотарева. Ответственный секретарь совета - эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин. Курирует деятельность совета заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова.
Новоиспеченный руководитель совета Виктор Стефанович Басюк сразу и очень четко определил его задачи: «Сегодня педагог не может стать профессионалом раз и навсегда, получив документ о педагогическом образовании. Огромный объем информации, окружающий наших детей, сложные вопросы, которые они каждый день задают учителю, - все это требует, чтобы повышение квалификации было ежедневным. Нам сейчас важно определить вектор развития профессионального педагогического образования, инновационные подходы, которые позволят нашему учителю быть современным».
Целью первого совещания участников совета стала «ориентировка на местности». Естественно, что прежде чем предлагать какие-то изменения, нужно разобраться, что происходит в системе непрерывного педагогического образования.
Заместитель директора Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России Юлия Гаврилова рассказала о том, как реализуется национальный проект «Образование» и как в него встраивается федеральный проект «Учитель будущего».
«Любой федеральный проект, - объяснила Юлия Александровна, - построен по коробочному способу: мы развиваем содержание образования, под это готовим кадры и обеспечиваем достойную инфраструктуру». Как раз на подготовку кадров и нацелен проект «Учитель будущего». «Когда формировалась идеология проекта «Учитель будущего», мы в нее закладывали несколько новых понятий. Прежде всего, это Национальная система профессионального роста педагогических работников - организационные мероприятия, которые обеспечивают содержательное наполнение системы повышения квалификации педагогов. Мы планируем расширение номенклатуры специальностей педработников за счет включения новых специальностей по должности «учитель». Например, тьютор, учитель, который будет работать с информационными технологиями, и тому подобное. Мы вводим понятие «горизонтальное обучение» - возможность контактировать с профессиональными сообществами, группами, в том числе в Интернете, чтобы делиться опытом. Будут создаваться центры непрерывного повышения мастерства педагогических работников и центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов».
Подробнее о проекте «Учитель будущего» проектного офиса «Фонд новых форм развития образования» рассказал его куратор Максим Резаков. Он отметил, что в рамках национального проекта «Образование» поставлена задача обеспечить к 2024 году повышение профессионального мастерства не менее 50% педагогов страны. «Для кого создан наш проект? Это в первую очередь педагогические работники, которые с его помощью смогут получить профессиональную оценку своего уровня, пройти программу профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Далее, руководящие работники, для которых предусмотрена стандартизация процедур аттестации при занятии руководящих должностей. Главная категория - студенты и молодые педагоги. Само название «Учитель будущего» подразумевает, что мы будем готовить специалистов для работы в наших образовательных организациях. Проект направлен в первую очередь на молодых специалистов в возрасте до 35 лет. Хотя участниками будут, конечно, все педагогические работники.
Что касается организации непрерывного повышения квалификации - в течение года будет сформирован банк лучших программ дополнительного профессионального образования, которые могут с 2020 года стать эталонами и использоваться во всех регионах страны».
Говоря о центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Максим Резаков пояснил: «Они не должны стать новыми институтами, академиями повышения квалификации. Это организационно-методические центры, которые работают с лучшими программами, существующими на территории нашей страны. Количество центров в территориях зависит от числа педагогических работников на данной территории, чтобы обеспечить им повышение квалификации в комфортных условиях. Таких центров может быть от одного до семи в регионах».
Еще один вопрос, который рассмотрел совет на своем первом заседании, был непосредственно связан с проектом «Учитель будущего». Раис Загидуллин рассказал о большой аналитической работе, которую провел профсоюз, - это исследование региональных моделей повышения квалификации учителей в Российской Федерации. На одном из этапов в регионы была разослана анкета. «Откликнулось 79 регионов. На вопросы ответили все образовательные организации, которые в 2017 году предоставляли услугу по повышению квалификации учителей, - объяснил Раис Рамазанович. - Нас интересовало три показателя: индивидуализация обучения, качество обучения и качество программ. Что выявлено? Во многих регионах инфраструктура уже достаточно разветвленная. Возникает вопрос: новые центры профмастерства в рамках проекта «Учитель будущего» войдут в эту структуру или будет что-то новое? Мы видим, что доля организаций высшего образования, СПО в системе профессионального развития учителя растет. Отмечаем тенденцию уменьшения качества научно-педагогического состава. Видим, что снижается объем программ, по 2017 году зафиксировали: 22% учителей обучаются по программам менее 36 часов, возникает вопрос о качестве такого образования…»
Дополнительная оценка запросов учителей позволила увидеть следующие проблемы:
- 63,9% учителей отметили, что главным «мотиватором» дополнительного профессионального образования выступила необходимость очередной аттестации,
- 55,5% учителей, отправляясь на курсы повышения квалификации, не осознают свои профессиональные затруднения и не владеют информацией об уровне своей компетентности,
- в среднем 47,5% учителей отметили, что на курсах повышения квалификации диагностика их профессиональных компетенций не проводилась.
Еще один вывод, сделанный по результатам исследования, - дополнительным препятствием для качественного непрерывного профессионального развития учителя может стать рост нагрузки. С 2014 года почти в два раза выросла доля учителей, работающих на две ставки (с 7,3 до 13,8% - такие цифры показал мониторинг Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС).
«Эти вопросы должны найти отражение в проекте «Учитель будущего», - уверен Раис Загидуллин.
Татьяна Викторовна Куприянова подытожила: «Без деятельности в каждой образовательной организации, без работы каждого учителя над собой - саморефлексии, постоянного поиска форм, методов повышения уровня знаний, без обсуждения всех этих проблем в коллективе, друг с другом, мы не добьемся реальных результатов, нацеленных на повышение профессионального мастерства каждого конкретного учителя и педагогического коллектива. И мы как профсоюз считаем своей серьезной задачей создание условий для повышения профессионального уровня педагогических работников».