Страницы истории
В аэропорту Грозного делегацию Центрального совета, которую возглавила председатель профсоюза Галина Меркулова, встречали коллеги из Чеченского республиканского совета профсоюза во главе с Хизиром Герзелиевым. Представительниц прекрасного пола порадовали букеты цветов и молниеносно подхваченные сотрудниками рескома чемоданы. Надо сказать, что во время всей поездки в республику кавказское гостеприимство и подчеркнутое уважение к гостям чувствовались постоянно.
Непосредственно заседание комиссии проходило в Доме профсоюзов в Грозном. В фойе перед малым залом расположилась обширная выставка печатной продукции рессовета: многочисленные брошюры, методические пособия и рекомендации, на особом месте - «Летопись профсоюзных дел». Этот многотомник ежегодно дополняется новой книгой. Выпущено уже девять томов архивного материала. Таким образом, с 2010 года подробно фиксируются все значительные мероприятия республиканской организации.
Накануне заседания комиссии гости смогли ознакомиться и с музейной экспозицией, расположенной в малом зале Дома профсоюзов. В музее истории профсоюзов сохранились документы «дудаевско-масхадовских времен». Профсоюзная организация работников образования во главе с Хизиром Герзелиевым продолжала работу даже в период военных действий. Среди экспонатов - профсоюзный билет председателя Чеченской республиканской организации, выданный в 1959 году, то есть в этом году у Хизира Магомедовича круглая дата - 60‑летие в профсоюзе.

День сегодняшний
Пока делегация Центрального совета знакомилась с экспонатами музея, малый зал Дома профсоюзов все больше наполнялся людьми - участниками встречи: уполномоченными и представителями рессовета из всех районов республики.
В начале заседания Галина Меркулова отметила, что основная цель поездки представителей Центрального совета - более системно изучить опыт чеченских коллег:
- Мы прекрасно понимаем роль, которую играет эта республиканская организация. Конечно, 90‑е годы были самыми сложными в жизни республики. Сложно в этот период было сохранить организацию, а затем продолжить ее формирование в мирных условиях, в этом колоссальная заслуга вашего председателя Хизира Магомедовича Герзелиева.
Первый и основной вопрос заседания: «О практике работы Совета Чеченской республиканской организации профсоюза по совершенствованию профсоюзной структуры и руководству первичными профсоюзными организациями» осветил в своем докладе Хизир Герзелиев.
Лидер республиканской организации признал, что тема внутрисоюзного строительства, конечно, не нова, для региона она актуальна последние 30 лет. Тем не менее лишь после 2005 года у Чеченской республиканской организации появилась возможность системно заниматься внутрисоюзной работой.
На сегодняшний день она объединяет 1007 первичек и 65800 человек, а это более 81% от общей численности работников образования и студентов республики.
За последние четыре года численность республиканской организации возросла на 15 тысяч человек, а с 2010 года - в два раза.
Самая неоднозначная ситуация сложилась во взаимоотношениях рессовета с вузами. В республике три академических вуза: Чеченский государственный университет, Грозненский государственный нефтяной технический университет и Чеченский государственный педагогический университет, их первички в 2003 году вышли из республиканской организации.
И все же в республиканском объединении есть один уникальный вуз - Российский Исламский университет, где 80% работающих состоят в профсоюзе. Кстати, это единственный теологический вуз в России, а возможно, и в мире, где действует первичная профсоюзная организация и заключен коллективный договор.

Ключевая формула
Приоритетом для рессовета, по словам Хизира Герзелиева, является первичная организация:
- Мы пришли к выводу, что первички сами не могут решить вопрос создания сильного профсоюза без организующего и координирующего их работу центра. В результате мы сформулировали свой слоган: «Сильный профсоюз - это сильная первичная организация плюс сильный профцентр».
Однако внедрить эту формулу в жизнь стало возможно только тогда, когда был решен вопрос об объединении профсоюзных средств на уровне республиканской организации. Эта работа началась с 1990 года, а окончательно централизовать взносы удалось с января 2003‑го.
Финансовая реформа позволила значительно укрупнить аппарат республиканского совета профсоюза. Сейчас в нем действует шесть отделов: правозащитный, организационный, информационный, профсоюзного обучения и мониторинга, финансово-хозяйственный и отдел социальной поддержки. В аппарате рессовета трудятся 30 человек. А всего в штате республиканского совета профсоюза 88 работников.

Структурная реформа
Одновременно с укрупнением центра рессовет решал вопрос установления связи с первичными организациями.
Прежде всего было преобразовано среднее звено: вместо районных комитетов профсоюза (в Чечне они с 1990 года назывались районными советами) был учрежден институт представителей республиканского совета профсоюза в районах.
Представители в районах призваны решать несколько основных задач:
- представлять интересы республиканского совета профсоюза перед местными органами власти, заключать и подписывать от его имени районное отраслевое соглашение;
- координировать работу первичных профсоюзных организаций, регулярно проводить совещания, семинары, конкурсы, обеспечивать участие ППО во всех плановых республиканских мероприятиях;
- и главное - системно оказывать первичным организациям информационную, организационную и методическую поддержку.
Переход к новой структуре оказался непростым, где-то болезненным. В связи с этим в помощь районным представителям был учрежден институт уполномоченных республиканского совета профсоюза и утверждены шесть округов, объединяющих по 3‑4 района. За каждым округом закреплен штатный сотрудник - уполномоченный рессовета профсоюза, который проводит целенаправленную работу по выполнению задач, определенных республиканским советом.
На этом реорганизация структуры не заканчивается. На уровне районов сформирован институт кураторов первичных профсоюзных организаций. Куратор - опытный председатель первичной организации, за которым закреплены 10‑12 первичек для оказания профкомам методической и информационной помощи.
Благодаря такой разветвленной, но единой структуре установлен прямой контакт рессовета с председателем и профкомом каждой первичной профсоюзной организации.
Следующая задача - установить связь с рядовыми членами профсоюза. Для ее решения был учрежден институт уполномоченных первичной профсоюзной организации. Уполномоченный ППО, как правило, член профкома, за ним закрепляются 10‑12 членов профсоюза для ведения среди них информационно-разъяснительной работы. В первичных организациях избрано (а уполномоченный - это выборная должность) более семи тысяч активистов, за которыми закреплены свыше 48 тысяч членов профсоюза.
Именно создание института уполномоченных ППО позволяет решать ключевую задачу установления связи с каждым членом профсоюза.
В первичных организациях повсеместно реализуется 10 направлений профсоюзной работы: социальное партнерство, правозащитная деятельность, организация труда и заработная плата, организационно-уставная работа, информационное обеспечение, охрана труда, культурно-массовая, жилищно-бытовая работа, работа с молодежью и наставничество, пенсионное и социальное обеспечение.

Знания - сила
Для выражения интересов различных профессиональных групп, составляющих организацию, действуют четыре координационных совета - дошкольных работников, работников учреждений дополнительного образования, работников профессионального образования, а также работников обслуживающего и вспомогательного персонала.
Особое внимание рессовет уделяет профсоюзному обучению и информационной работе.
Обучение профсоюзных кадров и профактива систематизировано по четырем ступеням: профсоюзные кружки (сейчас насчитывается 805 кружков с общим количеством слушателей свыше девяти тысяч человек); районные школы профактива, где обучаются уполномоченные ППО (свыше семи тысяч человек); постоянно действующий семинар при республиканском совете профсоюза для председателей первичных организаций, и семинары, организуемые для штатных работников Центральным советом профсоюза.
Для освещения профсоюзных событий республиканская организация задействует собственные информационные ресурсы. Это не только сайт рессовета и ежемесячный выпуск «Информационного вестника», но и журнал «Резонанс» и ежемесячная 20‑минутная телепередача «Вестник Профсоюза образования», дайджест-рассылка «Новости в профсоюзе и образовании», приложение к телефону «Ressovet info». Кроме того, открыты профсоюзные странички в наиболее популярных социальных сетях. Журнал «Резонанс» и телепередача «Вестник Профсоюза образования» недавно отметили свое 5‑летие.
Подводя итог услышанному, заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко отметил целенаправленную, системно выстроенную работу по организационному и кадровому укреплению республиканской организации.
- Несколько лет назад на пленуме ЦС профсоюза, посвященном организационно-кадровому укреплению Общероссийского Профсоюза образования, опыт Чеченской республиканской организации был проанализирован и приняты конкретные решения, которые мы будем и дальше пытаться внедрять в каждом регионе по мере сил и возможностей. Двигаться в этом направлении надо.
Председатель постоянной комиссии ЦС профсоюза по организационной работе и кадровым вопросам, лидер Орловской областной организации Надежда Перелыгина отметила, что опыт работы чеченских коллег побуждает многое переосмыслить. Очевидно, что для реализации таких революционных мер, как реорганизация районных профсоюзных организаций, создание целой системы подготовки кураторов, обязательно наличие сильного аппарата и глубокой уверенности в своих силах.
Председатель комиссии предложила одобрить опыт работы Чеченской республиканской организации по совершенствованию профсоюзной структуры и представить его на заседании исполнительного комитета профсоюза, а также донести практику работы республиканского совета до всех региональных, краевых и республиканских организаций.

Отчеты и выборы
О подготовке и ходе отчетно-выборной кампании в регионах Северо-Кавказского федерального округа на заседании сообщила секретарь Центрального совета профсоюза по СКФО, председатель Ставропольской краевой организации профсоюза Лора Манаева.
Осенью были определены периоды проведения отчетно-выборной кампании в первичных, местных и вузовских организациях. На тематических семинарах, посвященных отчетам и выборам, сделан акцент на более активном включении председателей советов молодых педагогов в процесс подготовки и проведения кампании.
- Наша отчетно-выборная кампания в 2019 году должна учитывать некоторые недоработки предыдущего периода. Я имею в виду работу с образовательными организациями, имеющими малочисленные первички, и усиление информационной работы, интересное и разностороннее освещение деятельности профсоюза, а также всестороннее привлечение молодых к мероприятиям отчетно-выборной кампании. В Ставропольском крае мы постарались привлечь молодежь с помощью размещения информации в мобильном приложении сайта.
К отчетно-выборной кампании на Ставрополье подключили Студенческий координационный совет профсоюза, который работает не только со студентами вузов, но и с учащимися учреждений среднего профессионального образования. Для представителей системы СПО проведена учеба в формате деловой игры. На отчетно-выборные мероприятия, которые пройдут в вузах, в качестве наблюдателей и гостей приглашены студенческие профактивисты техникумов и колледжей.
Также Лора Николаевна сделала вывод о том, что процесс цифровизации профсоюза, запущенный в 17 пилотных регионах и совпавший с периодом отчетно-выборной кампании, привел к тому, что люди более осознанно идут в председатели первичек.
- Сейчас проходит отчетно-выборная кампания в первичных организациях, радует то, что есть примеры альтернативных выборов. Это значит, что интерес к профсоюзной деятельности не утрачивается, если работа ведется правильно.
В число пилотных регионов по реализации проекта «Цифровой профсоюз» вошла и Чеченская республика. На заседании комиссии Галина Меркулова вручила первый электронный профсоюзный билет Хизиру Герзелиеву.
Разговор с социальными
партнерами
После завершения работы комиссии Галина Меркулова, Михаил Авдеенко, Лора Манаева, Надежда Перелыгина и Хизир Герзелиев посетили Министерство образования и науки Чеченской Республики, где прошла встреча с социальными партнерами. В ней приняли участие заместитель председателя Правительства Чеченской Республики Шахид Ахмадов, министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов, и.о. председателя Комитета Правительства ЧР по дошкольному образованию Лечи Джумаев.
Разговор был посвящен обсуждению заработной платы педагогов, соотношению ее базовой части и стимулирующих выплат. Конечно, не обойден вниманием предстоящий финал конкурса «Учитель года России»-2019, который пройдет в Грозном. В этом году конкурс отметит круглую дату - 30‑летие, власти республики уверены, что он будет проведен на самом высоком уровне. Стороны пришли к договоренности о том, что среди членов жюри обязательно будут представители профсоюза.

Мастера цифры, пера и слова
Приезд представителей аппарата Общероссийского Профсоюза образования преследовал и обучающие цели. В Президентском лицее имени А.-Х. Кадырова в Грозном секретарь ЦС профсоюза Владимир Юдин, директор филиала «Образование и наука» АО «Сафмар» Константин Лившиц и представитель ООО «Интернет Медиа» Вячеслав Стосенко провели семинар для ответственных за работу в автоматизированной информационной системе профсоюза в республике в рамках проекта «Цифровой профсоюз».
А в гимназии №12 Грозного собрались руководители районных советов молодых педагогов, координационных советов уполномоченных по информационной работе, внештатные корреспонденты профсоюза, для которых секретарь - заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Елена Елшина провела мастер-класс по ораторскому искусству и журналистике.
Общение показало, что среди чеченских коллег тоже есть мастера слова. Заместитель представителя рессовета профсоюза в Октябрьском районе Грозного Петимат Абубакарова - член Союза писателей России, прекрасно выражает свои мысли и на чеченском, и на русском языке:
«Все языки создал
Всевышний,
Чтоб мысли были не голы,
И ни один из них не лишний,
Любой достоин похвалы!
Два языка -
Чеченский, русский -
Два дорогих моих крыла!
Без них дорога жизни
Узкой,
Уверена, моя б была».


Диалог с учителем
20 марта, в заключительный день пребывания в Грозном, делегация Общероссийского Профсоюза образования приняла участие в республиканском собрании профсоюзного актива. В актовом зале Лингвистической школы имени Ю.Д.Дешериева собрались около 750 профактивистов из разных районов республики.
Ключевой вопрос - рассмотрение предварительных итогов нового проекта «Диалог с учителем», запущенного рессоветом в этом году.
Как рассказал первый заместитель председателя Чеченской республиканской организации Даутхан Герзелиев, инициатива дает уникальную возможность из первых рук получить информацию о том, как живется и работается учителю, в решении каких вопросов ему нужна конкретная помощь профсоюза.
Непосредственно налаживание диалога возложено на уполномоченных ППО. Суть проекта в том, чтобы уполномоченные лично побеседовали с каждым учителем дома, в непринужденной обстановке. К слову, в республике 18 тысяч учителей.
В арсенале всех уполномоченных соответствующая памятка, которая помогает организовать деликатную беседу с учителем и получить реальное представление о том, насколько комфортно он чувствует себя в школе и какие проблемы его одолевают дома, в семье.
В течение марта были обработаны первые триста «диалогов» с педагогами из всех районов республики.
Основополагающие вопросы на встречах с учителями:
- доволен ли учитель своей профессией и в какой степени он удовлетворен своим общественным положением;
- удовлетворяет ли учителя заработная плата;
- ощущает ли учитель необходимость в повышении своей квалификации;
- оснащено ли рабочее место современными средствами обучения;
- каковы жилищно-бытовые условия учителя;
- имеет ли учитель возможность улучшить свои жилищные условия;
- есть ли в семье учителя престарелый, больной или инвалид, который находится на его попечении;
- устроены ли дети учителя в дошкольных учреждениях;
- какую защиту, помощь, поддержку хотел бы получить учитель от профсоюзной организации.
Из 300 опрошенных учителей 268 признались, что они довольны выбранной профессией и не имеют желания сменить ее и перейти на какую-либо другую работу. 32 учителя сообщили, что они недовольны своим общественным положением и не отказались бы от перехода на другую, более высокооплачиваемую работу.
На вопрос, в каких направлениях учитель испытывает затруднения, подавляющее большинство, 242 человека, ответили, что их совершенно не устраивает «ненужное делопроизводство», «излишнее бумаготворчество», которое отнимает около 10 часов в неделю. Многие из опрошенных говорили о проблемах повышения качества образования. Более 20 человек сообщили, что испытывают затруднения в общении с родителями.
Некоторые учителя отмечают, что доплата в 870 рублей за классное руководство едва покрывает звонки на дом ученикам, а 117 рублей за проверку тетрадей несоизмеримы с тем временем, которое отнимает у учителя данная работа.
108 учителей из числа респондентов (36%) высказали желание повысить свою квалификацию.
Большинство учителей, с которыми состоялся диалог, просят проиндексировать компенсационные выплаты за коммунальные услуги. Многие говорят о невозможности получить квалифицированную медицинскую помощь.
Центральным вопросом или болевой точкой, как и следовало ожидать, стала заработная плата учителя. 97% учителей (291 из 300) указали на низкий уровень зарплаты. Добрая половина из них при этом поднимала вопрос о необходимости повышения базовой ставки. Палитра прилагательных в отношении заработной платы учителя: «недостойная, недостаточная, унизительная, не соответствующая труду учителя».
- Республиканский совет вправе поддержать всех учителей республики и согласиться с тем, что уровень заработной платы сегодня не соответствует насущным потребностям учителя, - подчеркнул Даутхан Хизирович. - Но к чести наших педагогов, она не является для большинства поводом оставить свои рабочие места в погоне за длинным рублем. Мы помним недалекое прошлое, когда в тяжелейшие годы испытаний, выпавших на долю республики, наши учителя, в течение пяти лет не получая зарплаты вообще, ежедневно приходили в школы во имя детей. Это был гражданский подвиг, многие педагоги тех лет сегодня сидят в этом зале. Наша искренняя благодарность вам!
Главная цель акции «Диалог учителя» - целевая, адресная помощь конкретному человеку. Нам предстоит проанализировать еще тысячи «диалогов» и по итогам разработать конкретную программу решения социально-бытовых проблем учителя.
Завершилось собрание церемонией награждения большой группы профсоюзного актива. Председателям профсоюзных организаций учреждений дополнительного образования республики были вручены юбилейные медали профсоюза «100 лет дополнительному образованию детей», а профактивистам - почетные грамоты Чеченской организации профсоюза.
В заключение процитирую лидера республиканской организации Хизира Герзелиева: «Мы приложим все силы, чтобы оправдать надежды работников образования. Для этого у нас есть преданный профсоюзному делу кадровый ресурс, есть достаточно крепкая материальная и финансовая база, и главное, преогромное желание на деле доказать, что мы на пути создания объединения, способного защищать и поддерживать каждого члена профсоюза». Работа республиканской организации подтверждает эти слова.