Как? Условно нашу совместную работу можно разделить на четыре этапа. На первом этапе осуществляется выбор сказки, доступной для понимания и интересной детям. Затем происходит обсуждение костюмов, выбор декораций и подбор музыки. Каждый участник театральной постановки значим, поэтому важно одинаково распределять ответственность. Ведь не только специалисты отвечают за создание спектакля, но и родители и дети. Очень важно научить детей понимать, что они важная часть общего дела. На заключительном этапе подводим итоги: что получилось, что нужно доработать, какие эмоции вызвал спектакль, что хотелось бы изменить или, может быть, добавить в следующий раз.
Зачем? При проигрывании спектакля ребенок имитирует характерные движения своего героя, жесты и мимику, получает возможность выражать самостоятельно свои эмоции, а педагог помогает их верно направить. В процессе подготовки к спектаклю дети знакомятся с новыми словами, педагоги помогают вводить их в речь, сопоставляя их с предметом или действием. Малыши учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать минимальные правила, пробуют договариваться, уступать, ждать, проявлять свои симпатии и сочувствие. Задача - создать естественную позитивную атмосферу и условия для доброжелательных отношений между детьми, в которой малыши смогут реализовать себя и объединиться со сверстниками.
Очень важен правильно созданный сценарий. Он должен быть прост, интересен, иметь быстрое развитие и носить занимательный характер. Сценарий создается по мотивам русских народных сказок, но видоизменяется под каждую группу и каждого конкретного ребенка. Сценарий подвижен, и специалисты подгоняют его под желания родителей и детей. Главное - ребенку должна нравиться роль. Необходимо заинтересовать его так, чтобы он сам захотел сыграть ее. В группе детей больше, чем сказочных героев, поэтому можно придумывать и вводить в спектакль дополнительные сказочные персонажи. Роль должна быть органична для малыша, отражать его особенности. Если ребенок любит бегать, то ему предлагается роль активного персонажа, если ребенок замкнут и пассивен - ему предлагается спокойная роль, не требующая активной деятельности. Только тогда ребенок сможет сыграть своего персонажа без принуждения и с желанием.
Большое значение имеет костюм героя. Любой малыш заинтересовывается и быстрее входит в роль, когда переодевается в настоящий костюм. Костюмы для спектакля изготавливают родители, поэтому невольно включаются в процесс на 100% и, сами того не замечая, играют в сказку. Появляется чувство гордости за своего малыша.
Еще одним важным аспектом в постановке является подбор музыки. Мы внимательно наблюдаем за малышами в момент прослушивания музыки и определяем ее конкретному ребенку. В результате у каждого ребенка своя музыка, гармонично подходящая именно ему и раскрывающая скрытый потенциал.
Чем отличается наша постановка от традиционной сказки?
1. В традиционных постановках каждому ребенку выдается роль, и он должен ее сыграть так, как предусмотрено в сценарии, мы же стараемся исходить из предпочтений ребенка и его характерологических особенностей. Ребенок может сыграть свою роль так, как ему хочется. Мы не ставим движений и танец, мы предлагаем варианты, а ребенок сам выбирает понравившийся, а нередко начинает придумывать свои.
2. В большинстве случаев в спектаклях роли распределяются между развитыми и говорящими детьми. У нас участвуют все дети и абсолютно любой ребенок может выразить себя. Безречевой ребенок или ребенок с особенностями также может стать полноценным участником спектакля. Наша постановка дает возможность появиться нескольким одинаковым персонажам, главное - желание и позитивный настрой маленьких актеров!
В процессе репетиций происходит гармонизация детско-родительских отношений. Мы наблюдаем за взаимодействием мамы и малыша и в нужный момент готовы подсказать, направить и помочь родителям в спорных или напряженных ситуациях. Бывает так, что родители не могут договориться с ребенком, найти к ребенку подход, выйти из определенной спорной ситуации без угроз и негативизма, справиться с капризами и истериками ребенка без крика и наказания. В нашей постановке родители учатся применять другие приемы: просьбы, вопросы, поощрения, похвалу; привлекают ребенка не угрозами и приказами, а заинтересованностью, не криками, а терпением, не игнорированием, а активным участием.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов - это нелегкий процесс, но при правильно подобранной организации он интересен и вовлекает всех его участников.

Александра АКИНФОВА,
педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы;
Татьяна КАЛУГИНА,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы