15 марта фестиваль состоялся на базе школы №1770. Гостей становится год от года все больше и больше. Проект доказывает: угадан общественный запрос на потребность в богатой внутренней жизни, которую участие в театральном действии компенсирует и детям, и взрослым.
Для участников, взрослых и детей, было организовано несколько секций. Каждый имел возможность заявить о своих способностях или талантах. Привычна уже тема «Интерпретация драматического произведения на школьной сцене». Список заявленных инсценировок и миниатюр чрезвычайно широк и разнообразен по жанрам - от басен до шекспировских пьес. Совершенно особым фактом было участие в мероприятии детей с ОВЗ VIII типа из школы №1862. Все знают, что есть такой способ помощи этим детям, как арт-терапия, однако нельзя утверждать, что этой методикой в работе с особенными детьми широко пользуются. Но мы решили попробовать показать игру таких детей на сцене - здорово получилось! Эти дети (а их было около 40) с восторгом и талантливо изображали героев басен Крылова. Их искренность и радость от выступления растрогали каждого. Спасибо их учителям, что подарили всем нам счастье такого общения! Наталье Валерьевне Степановой, педагогу БДО (студия «Петрушка»), учителям русского языка Надежде Владимировне Приваловой, Ирине Владимировне Крючковой, учителю музыки Хатуне Шакроевне Имерлишвили, учителю начальной школы Наталье Николаевне Грабаровой и участвовавшему со своими воспитанниками в этом году впервые Ниязу Мингачовичу Хуснутдинову. Всем-всем-всем.
Учителя психологически настроили ребят на выступление на сцене, показали, что воплотиться в незнакомый образ - это не страшно, а даже интересно. И кто знает, как подготовка к участию в спектакле и игра на публику скажутся на готовности этих детей к глубокой социализации… На этой сцене они уже одержали триумфальную победу.
В рамках театрального фестиваля работали секции:
- «Конкурс театральных сценариев»;
- «Дискуссионный клуб «Главные герои: победители или побежденные?»;
- «Судьба русского актера»;
- «Интерпретация пьесы на школьной сцене»;
- «Театральный монолог»;
- «Декорации и костюмы как воплощение авторского замысла»;
- «Место музыки в раскрытии драматургической идеи».
Чрезвычайно интересной по содержанию была секция «Театральный монолог». Мучилась девичьими сомнениями Татьяна Ларина, терзалась невыносимой болью и прощалась с жизнью Катерина, обличал ханжество старого мира Чацкий, а Фамусов, напротив, поучал заносчивую молодость:
Вот то‑то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших ­глядя…
От коммуникативных умений человека во многом зависит жизненный успех. Не все станут артистами, не все и хотят ими стать. Но в последнее время появился термин «коммуникативная профессия» - это менеджер и психолог, адвокат и консультант. Овладение этими профессиями предполагает владение высоким уровнем коммуникативной культуры. Человек должен уметь говорить и слушать, двигаться, выражать или прятать эмоции, чувствовать партнера, понимать душевное состояние другого, правильно пользоваться интонацией. Всему этому учит и театр. И еще: речь театра была и остается нормативной (бывают исключения, но они крайне редки). Человек, полюбивший театр, не пользуется «бытовой скороговоркой». На фестивале возникла (запланированная) дискуссия «Театр или соцсети?». Мнения разделились, но ребята проявили большие эрудицию и заинтересованность в обсуждении проблемы. Пока подростки не собираются отказываться от театра и окончательно сдаваться соцсетям!
Мероприятие высветило еще один аспект работы учителей. У кого из творческих учителей-словесников не возникало желания «оживить» тот или иной эпизод изучаемого произведения, поставить спектакль, разыграть в лицах, инсценировать? Но с чего начать? И здесь мы переходим из области литературы в театр. Театральное искусство не является иллюстрацией литературного произведения. Тема должна быть как бы переведена на «другой язык». Мы увидели, как блестяще это умеют делать многие московские педагоги. Музыкальный спектакль «Зайка-Зазнайка» по мотивам одноименной пьесы С.В.Михалкова был поставлен учениками школы №827 (руководитель студии - Тамара Анатольевна Щукина, учитель начальных классов).
С большим успехом выступили ребята из школы №1279: театральная студия «Образ» начала свой творческий путь 20 лет назад, поставлено около 100 спектаклей разных жанров, стилей и направлений отечественных, зарубежных и советских авторов. Ребята театральной студии много лет принимали участие в благотворительном фестивале «Дети - детям», показывая спектакли детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы же увидели в исполнении этого коллектива трогательный спектакль «Удивительная история Кая и Герды». Маленькие актеры смогли воплотить всю драму детских и не очень детских переживаний этой истории.
Участие школьников в театральных постановках - это действенный метод воспитания и обучения. Из поставленных перед актерами задач становится ясно, почему Станиславский утверждал, что актер - самый внимательный читатель. Мы видели, как ребята на сцене выстраивали свою роль из подтекста, намеков, всякого рода зацепочек (вроде ремарок). Именно такими показали себя ребята из школы №1352. Идея этой студии - театральное искусство как один из важнейших элементов классического образования. В студии юные артисты работают над физическими «инструментами» актера (тело, пластика, моторика, голос, дикция, чувство ритма) и развивают психологические составляющие (эмоциональность, память, воображение, наблюдательность, скорость реакции, способность к импровизации). Репертуар студии богат произведениями русских и зарубежных авторов. Выступление этой студии завершало праздник фрагментом спектакля по рассказам А.Аверченко. Зрелостью исполнения юные артисты просто поразили (Е.Зимарина, В.Чаркина, Н.Климешин, Г.Григорьев, А.Яро­слав­цев, А.Тарасов, С.Семыкин). Смена растет!
Все участники этого театрального праздника хороши! Их выступления достойны самой высокой похвалы. Всего таких коллективов было 28. Праздник получился масштабным. А закрывался он не только традиционным награждением: Московский городской Дом учителя всем подарил книгу К.С.Станиславского «Работа актера над собой».
А еще все участники смогли посетить мастер-класс замечательного и очень перспективного актера театра «Школа драматического искусства» Евгения Любарского. Мы благодарим коллектив школы №1770, энтузиазм которого сделал этот праздник событием городского масштаба. Школа проводит фестиваль уже который год вместе с Московским городским Домом учителя. Благодарим всех педагогов за то, что они открывают детские таланты и вводят своих учеников в волшебный мир высокого искусства!

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО,
методист Московского городского Дома учителя