Время проверило справедливость пушкинской оценки творчества скромного человека, который так не любил говорить о себе. Прошло 250 лет с его рождения, но и сегодня басни Крылова - это одна из первых книг, которую родители читают детям. При этом, знакомя чадо с автором, представляют уверенно: «Дедушка Крылов…» Что такого написал этот человек, что стал «дедушкой» для многих и многих поколений русских детей?
Детство - это пора начальных жизненных уроков, воспитания, то есть питания ребенка мудростью. Родители хотят всему научить, предупредить об опасностях, привить основные правила жизни. А как это сделать?
Все мы в детстве слышим рассказ про Стрекозу и Муравья и начинаем соображать, что ежели пропоешь «лето красное», то непременно неожиданно прикатит «зима в глаза». Уже два столетия мудрость «дедушки» Крылова страхует нас от ошибок. За эти годы много раз менялись программы по литературе, литературному чтению, но басни Крылова стабильно оставались в них. Сегодня в списке рекомендованных для изучения в школе 19 басен Крылова. Удивительно, что когда школьникам младших классов предлагают написать стихо­творение, то чаще всего они пишут в жанре басни. И не забывают о морали.
Наш разговор о Крылове - это дань признания и памяти баснописцу, который почти никогда не уходит из нашей жизни в его цитатах, образах, мудрости.
Но много ли мы знаем о нем? Биография Крылова, переданная в живом рассказе учителя, всегда вызывает интерес и сочувствие учеников.
Даже раннее детство Крылова складывалось особенно горько. Семья будущего баснописца чудом уцелела в страшных событиях пугачевщины. Мальчик пережил шестимесячную осаду Оренбурга. Получается, что он в возрасте четырех лет был приговорен заочно к смерти (у Пугачева слова с делом не расходились). А потом ранняя смерть отца, беспросветная нужда. В 10 лет Ваня Крылов, живой, любознательный мальчик, оказался на побегушках у провинциальных чиновников. Он рано начал обеспечивать не только себя, но и близких родственников. Я убеждена, что подобные факты биографии великих людей современный школьник знать должен, это учит и сочувствию, и состраданию, формирует представление о жизни как о сложном диалектическом процессе, в котором не место инфантилизму… С детства тяжелый труд без радости, долгое прозябание и неизвестность. Было время, когда Крылов вообще ушел из литературы. И вдруг с 1805 года одна за другой появляются басни «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Дуб и Трость». Очень скоро незаметно родилась одна из главных книг нашей литературы, а часто и первая книга детства - «Басни Крылова». Иван Андреевич умел разгадать человека. Поэтому герои басен всегда интригуют читателя. Он нехотя узнает себя то в Лисице, то в Медведе, то в Стрекозе. Дети басни понимают довольно легко, хотя в смысле литературного анализа басня представляет определенные трудности. Басня - это загадочный жанр. Все учителя знают, что дети сочиняют басни охотно, и у них это получается. Задумаемся, почему. Уроки, на которых ученики знакомятся с баснями Крылова, я начинаю с чтения по ролям, заранее подготовленного. Интерес проявляется сразу, при первом прослушивании.
Обратимся к тексту басни «Волк и Ягненок». Актуальна ли басня? С экранов телевизоров и обложек даже детских книг и журналов на сегодняшних учеников смотрят супермены - хладнокровные и уверенные, играющие мускулами. Иногда эти герои кажутся мужественными и положительными, вполне привлекательными. Но давайте подумаем вместе с нашими детьми, могут ли быть положительными героями те, кто в любом противнике видит только мишень, кто крушит все вокруг без размышлений и жалости? Надо признать, что культ силы вполне приживается в детской среде сегодня. Могут ли этому помешать басни Крылова?
«Волк и Ягненок» - отражение вечного противостояния сильного, «право имеющего», и слабого, который от века осознает себя «тварью дрожащей». Волк само­уверенный, наглый. Он творит произвол и бесчинствует, попирая права беззащитного. Волк и не собирается считаться с законом или моралью. Да и выражений не выбирает:
Как смеешь ты, наглец,
нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое
С песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву.
Злодей не просто глумится над жертвой. Он мог бы беззащитного Ягненка без обвинений и претензий утащить в «темный лес» и преспокойно съесть! Но почему же он так не делает?
Волк хочет «делу дать… законный вид и толк», чтобы его кровожадность выглядела законно и благопристойно. Ягненок ссылается на здравый смысл, но разумные доводы не для Волка. Право сильного - вот и весь мотив поступка, а точнее, злодейства. В маленькой басне скрыта целая наука жизни!
Один крыловский современник так оценил творчество Крылова: «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого... Басни твои - это не басни, а Апостол». Простодушный читатель угадал нечто глубокое. Басни и понимаются часто не до конца даже взрослыми, потому что за простыми словами кроется необычайно глубокое миропонимание.
Не только русские люди были готовы учиться у Крылова жизненной мудрости. Представьте, что без современных средств связи и транспорта, после войны 1812 года в Париже увидел свет двухтомник басен «из коллекции» Ивана Андреевича Крылова, изданный на трех языках - русском, французском и итальянском. Этот перевод басен Крылова вышел в 1825 году. Выходит, справедливо Пушкин назвал Ивана Андреевича Крылова «неподражаемым нашим поэтом».
И до Крылова мир знал баснописцев. Нет нужды их перечислять. Но все знаменитые баснописцы рационально наставляли читателя, старались усилить те черты животных, которые на самом деле у них были. И в конце читателю предлагалась мораль.
Но вот начинается крыловская «Ворона и Ли­сица»:
Уж сколько раз
твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда
отыщет уголок.
В классической басне мораль - это центр текста, его душа.
Крылов сразу выходит за пределы рационального поучения. Начало басни написано в какой-то скучной тональности, почти монотонно. Как бы мы и знаем все это. Но Крылов «подсказывает»: лесть обаятельна, душа легко ей сдается, и человек не замечает своего падения - «и все не впрок…».
Сюжеты крыловских басен конкретны, детали - точны, интонация - живая, человеческая. Поэтому мы всегда Крылову верим и в споре с ним все равно проиг­ра­ем. А у детей он до сих пор любимый писатель, который заставляет мыслить, чувствовать и думать. Вот естественная реакция девочки из рассказа Саши Черного «Люся и дедушка Крылов»: «Муравей, по-моему, безжалостный грубиян. Что же такое, что стрекоза «лето целое пропела»? И соловьи поют, - не поступать же им в шоферы на самом деле… Почему он стрекозу прогнал и еще танцевать ее заставляет? Я тоже танцую, дедушка… Ненавижу вашего муравья!..» Героине придется еще вернуться к этой басне… Вяземский был прав, когда писал: «Крылов - явление совершенно отдельное. Он ничего не продолжал и ничего не зачал. Он ничей не преемник и никому не родоначальник». Юбилей пройдет, а потребность в баснях великого Крылова не исчезнет, потому что каждому нашему ученику придется осмыслить:
Так часто человек в расчетах
слеп и глуп.
За счастьем, кажется,
ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!
Крылов навсегда останется нашей гордостью!

Галина АФАНАСЬЕВА,
учитель русского языка и литературы школы №2128 «Энергия»