Позволю себе некоторое отступление, чтобы читателю было понятно, чем привлекла конференция активность лучших учеников многих московских (и не только) школ. Известно, что Александра Македонского учил в детстве Аристотель. Отец, Филипп Македонский, поинтересовался успехами сына:
- Как у Александра успехи в математике?
- Никак!
- А по физике?
- Никак.
И по остальным предметам ответ философа был тот же.
- В таком случае чему же ты его учишь? - спросил почти возмущенный царь.
- Я его учу мыслить! - подвел итог диалогу Аристотель.
И воспитал Александра Великого.
Сегодня этот принцип невозможно игнорировать. В подобной констатации ничего нового, разумеется, нет. Но всегда ли мы об этом помним?
Развитие способности мыслить и процесс формального усвоения знаний, предусмотренных программами, отнюдь не совпадают автоматически, хотя один без другого и невозможен. «Многознание уму не научает». Эти слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским, не устарели и поныне.
Уму, или способности (умению) мыслить, «многознание» само по себе действительно не научает. А что же научает? И можно ли ему научить (научиться) вообще? Решению этих проблем школа «Созвездие» отдала несколько десятилетий. Московская система образования, конечно, развивалась с опережением. На то и столица, в которой были сосредоточены научные кадры.
Почти 30 лет назад школа «Созвездие» в основу своей работы положила Модель развития общей одаренности детей в школьном обучении доктора психологических наук Н.Б.Шумаковой. Эта модель при интенсивном обмене опытом перешла в практику многих московских школ. И каждый год, делясь опытом, пропагандируя передовые подходы к решению дидактических задач, связанных с проблемой «пробуждения» одаренности у самых обычных на первый взгляд детей, коллектив школы проводил конференции старшеклассников. Сначала для своих учеников, а затем и для всех, кто готов был публично показать свои интеллектуальные и творческие возможности.
На основании многолетнего опыта проведения таких конференций школой №1569 «Созвездие» было разработано положение об исследовательских работах, включающее в себя основные требования и рекомендации, которые помогают учащимся избежать наиболее типичные ошибки и выполнить свои работы на высоком уровне.
Самостоятельные исследования проводятся под руководством научного руководителя (как правило, это учителя высшей квалификационной категории и научные сотрудники, привлекаемые школой). Каждый этап самостоятельного исследования планируется и обсуждается с научным руководителем: выбор темы исследования, формулирование проблемы и основных исследовательских вопросов, составление развернутого плана исследования, изучение выбранной темы, сбор информации, планирование и проведение эксперимента, выбор оптимальных методик, анализ полученных данных, обработка результатов исследования, подготовка и написание работы, написание тезисов, участие в предзащите и подготовка - все подчинено главной задаче - учить школьника мыслить, помочь ему узнать свой интеллектуальный потенциал, который в разной мере есть у каждого подростка, почувствовать себя автором маленького научного открытия.
Что же показала 24‑я городская междисциплинарная конференция? Тема конференции была сформулирована глобально: «Время». Наше время характеризуется нарастающим темпом перемен. С такими же темпами меняется человеческое общество. Появляются новые технологии, рождаются новые продукты, изменяется система потребностей, и надо быть готовыми к тому, что удачный способ работы сегодня уже в недалеком будущем может оказаться непригодным.
Первое, что следует отметить, - это амплитуда исследовательских интересов школьников. Мы обозначим ее на конкретных примерах.
Вот одна из тем исследований: «Изучение особенностей интродукции инвазионных видов на примере борщевика Сосновского». Автор Нигина Астанова, ученица 10‑го класса школы №1569 «Созвездие», научный руководитель О.А.Богпомочева.
Обстоятельно прокомментировав историю проблемы, автор дает и аргументированный прогноз: «Инвазия чужеродных видов в настоящее время является частью глобальных природных изменений и вызывает существенные потери биологического разно­образия… В настоящее время полностью ликвидировать борщевик Сосновского, который оказывает существенное воздействие на экосистему, невозможно».
Однако интерес юных исследователей к проблеме позволяет надеяться: если такие важные и недетские проблемы находятся в поле внимания школьников, то когда-нибудь наши зарастающие поля от этого ядовитого врага освободятся.
Совсем другое направление взяла для исследования Дарья Демидова из школы №56 имени академика В.А.Легасова. Автор задалась целью: выявить особенности формирования правового сознания молодежи. Прямо скажем, что проблема актуальнейшая. А исследование проводилось на материале фактического состояния правового сознания молодежи в общеобразовательных учреждениях. Ученица определила важный аспект проблемы: а как молодежь относится к законам, знает ли вообще о них? Выводы были сделаны серьезные: молодежь как социальная группа является и наиболее уязвимой, и самой перспективной для развития. Правосознание молодежи отражает особенности восприятия правовых норм, установленных государством.
Надо отметить, что многие доклады-исследования имели основательную практическую направленность и предлагали решения проблемы. Вот один из примеров. «Изучение эффективности применения общедоступных сорбентов для очистки воды и разработка на их основе конструкции собственного фильтра» Владимира Курильченко и Ксении Баевой, учащихся 9‑го класса школы №1582, научные руководители Т.Д.Сусанова, Р.Якимович. Социальная значимость проекта заключается в востребованности доступных фильтров для использования в полевых условиях. Торговая сеть этого не предлагает. А ученики предложили и рассказали (даже и модель показали), как сделать фильтр с достаточным объемом всего за 200 руб. Демонстрация была убедительной.
Авторы удивляли глубиной мышления. Это и Иван Степанов (10‑й класс, школа №1569 «Созвездие», «Влияние идей Ницше на идеологию фашизма), и Маргарита Кибальчич (10‑й класс, школа №1558, «Русский язык в Интернете»), и Софья Горохова, Иван Лебедев, Валерий Латонов, Михаил Хмель (10‑й класс, школа №887, «Умная теплица»), и Яна Кукина (10‑й класс, школа №1569 «Созвездие», «Стоит ли экономить на лекарствах?»), и Диана Микаэлян (11‑й класс, школа №1494, «Почему мы боимся стоматологов?»). Всего было 12 победителей этого интеллектуального форума, множество призеров и победителей в номинациях. Два исследования по значимости тем хочется отметить особо. Это «Коронно-разрядный двигатель» (9‑й класс, Максим Сергеев, Николай Гусельников, школа №56) и «От камеры обскура до цифрового аппарата» (Аэлита Наврузбекова, школа №56).
Конференция показала, что среди старшеклассников есть не просто одаренные молодые люди, но есть те, которых ждет сегодня наша наука. У этих ребят пытливый ум, склонность к глубокому анализу явлений и фактов, природное логическое мышление, развитию которого способствует продуманная система работы с такими учениками в школе. Именно школа должна сегодня помочь ученикам «обрести высокие формы исследовательской активности». Разумеется, многие из выступивших ребят бывали и на олимпиадах, вероятно, становились даже победителями. Но ценность этой конференции еще и в том, что на одной площадке встречаются физики и лирики, которые не просто демонстрируют свои знания в той или иной области, а показывают возможности старшеклассников в умении поставить научную проблему, найти способы ее решения, иными словами - умение мыслить. Все победители и призеры были награждены в РАО. Плодотворность сотрудничества школы и академии налицо. Хочется выразить искреннюю благодарность всем, кто сумел организовать такой глубокий и неформальный форум, - школе, сумевшей многие годы удерживать эту высокую планку, пытливым ученикам, которые сознательно «учатся мыслить», и учителям, правильно понимающих свою педагогическую задачу, их труд обеспечивает будущее страны, будущее время…

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО,
член жюри конференции, методист Московского городского Дома учителя