Есть мнение, что педагоги инженерных классов - это учителя физики и информатики, которые готовят на 90 и выше баллов ЕГЭ. Это мнение в корне ошибочно и приводит к противоположному результату: в инженерные вузы мы отбираем, никак не оценивая компетенции выпускника школы, которые важны для профессии инженера.
В результате получаем выпускника с дипломом инженера, но без интереса и способностей к этой профессии. Чтобы воспитать будущего инженера, а это, как вы понимаете, про школу, а не про вуз, нужно не только научить его физике, математике и программированию, но и увлечь инженерным делом, развить инженерные компетенции (креативность и критическое мышление) и сформировать навыки проектирования и командной работы. А остальное, во всяком случае мы очень на это рассчитываем, сделает вуз.
Поэтому педагогами инженерных классов должны быть совершенно разные люди - и физики, и математики, и программисты, и инженеры, и учителя-предметники, имеющие вкус к проектированию и техническому творчеству. Эта статья адресована как начинающим, так и опытным педагогам, а также выпускникам всевозможных университетов, которым интересно проектировать и заниматься техническим творчеством.
Окончив бакалавриат, перспективные выпускники задумываются над продолжением образования. И это правильно! Если ты не хочешь учиться, это уже плохое «портфолио» для молодого педагога, я бы таких не брал на работу.
Почему?
Потому что даже в школе происходят постоянные и быстрые изменения, и резко возрастает стоимость тех кадров, которые заинтересованы в том, чтобы позитивно реагировать на эти изменения и постоянно учиться. А те, кто сетует и видит отрицательные стороны в происходящих вокруг инновациях, чаще всего просто оправдывают свою лень: не хочется активно действовать, лень менять свой образ мысли. А надо! В ситуации изменений есть огромный позитив - постоянно появляются новые возможности! Только успевай ухватиться!
20 лет назад профессия инженера была слабо востребована: низкий уровень зарплат, дефицит рабочих мест и плохая оснащенность университетов создавали плохую репутацию вузам технической направленности. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: информационные технологии перевернули мир и резко повысили спрос на инженеров, равно как и уровень зарплаты; университеты тоже подтянулись и украсили себя современным оборудованием, чтобы готовить новые кадры для новой экономики. Подтверждение тому - рост инвестиций в инженерное образование школьников:
- с 2013 года в Москве работают 34 школы по проекту «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования»;
- с 2016 года 103 школы работают по проекту «Инженерный класс в московской школе»;
- летом 2018 года в Москве работало уже 12 детских технопарков.
Всем этим проектам нужны молодые и энергичные педагогические кадры, владеющие современными технологиями, физикой и информатикой.
Где ж их взять? Спрос резко растет, а предложение ограниченно. Физика по-прежнему составляет основу инженерной профессии, ведь именно она учит тому, как устроен и функционирует мир материальных предметов. Сейчас ее первенство стремительно теснит «цифра» - информатика и программирование, - ведь именно она учит тому, как устроены и работают мир информации и система автоматического управления миром тех же материальных предметов, и не только.
Получается простая арифметика: если ты знаешь физику, тебе цена 100 тысяч, если ты владеешь технологиями - 200 тысяч, а вот если ты знаешь и физику, и программирование, то твоя зарплата может быть равна сумме этих чисел. Вывод? Чтобы повысить свою стоимость на рынке труда, нужно добавлять компетенции, то есть учиться, используя для этого все возможности (ресурсы): личное время и государственное финансирование. В этом и заключается цель магистратуры, в нашем случае магистратуры педагогического образования МГПУ «Обучение физике и STEM-образование», - дать выпускнику вуза необходимые дополнительные ресурсы (читайте - компетенции) для решения сложных педагогических задач - обеспечение старта в инженерные профессии.
Итак, задачей магистратуры является формирование компетенций учителя для инженерных классов.
Рассмотрим подробнее, что под этим подразумевается. Педагог инженерных классов помимо знания академических предметов должен обладать инженерными компетенциями. В первую очередь умением проектировать и реализовывать проекты.
Это как минимум двухкомпонентная смесь, например, учитель физики с базовым инженерным образованием или физик, получивший дополнительную квалификацию робототехника или программиста. Однако и такой уникальный специалист будет эффективно развивать в детях инженерные навыки, только если он владеет современными технологиями обучения. Получается три в одном, сложный образовательный композит.
Как его получить?
Например, благодаря проектному, а не академическому характеру обучения в магистратуре. Это означает, что все обучение строится на решении практических задач и интегрировано с педагогической практикой. Лекции вытеснены тренингами, лабораторными работами и педагогической практикой. Да и сама исследовательская работа магистранта ориентирована больше на разработку учебно-методических материалов, чем на чистое педагогическое исследование.
Самое важное в профессии инженера - это то, что он должен хорошо чувствовать и понимать материал, с которым работает; инженер не может быть теоретиком. Соответственно и учить этому навыку и стилю мышления может только тот педагог, которому стиль инженерного мышления близок, такой педагог, который в каждом физическом законе видит его применение и может проектировать объекты, которые по этому закону работают. Поэтому, учась в магистратуре, наши студенты все время что-то проектируют: физические приборы, практические задания, роботов, оценочные средства, лабораторные работы, занятия со школьниками.
Магистратура состоит из четырех модулей:
1. Исследовательский. В нем студенты оттачивают свое умение спроектировать, выполнить исследование и написать диссертацию (освоение инструментария исследовательской работы).
2. Психолого-педагогический. В нем магистранты, опираясь на инструментарий визуальной антропологии, учатся понимать и использовать возрастные особенности ребенка и закономерности ситуаций педагогического взаимодействия ребенка и взрослого. Они снимают и анализируют видео реальных педагогических ситуаций и осваивают разнообразные техники их решения.
3. Методический. Именно в этом модуле происходит освоение современных образовательных технологий и подходов. В основном на материале физики, технологии, информатики. Этот модуль универсален, что дает возможность учиться в нашей магистратуре и физику, и математику, и химику, и инженеру.
4. Технологический. Здесь осваиваются образовательная робототехника, электроника и программирование. Для большинства студентов с нуля, поскольку этой компетенцией они не владеют до поступления в магистратуру, но владеют после завершения обучения на уровне, достаточном для обучения этому детских групп на уроках технологии, информатики, в дополнительном образовании.
Большинство курсов ведут блестящие учителя, чаще всего обучение идет в формате мастер-классов и педагогических мастерских, мы выезжаем вместе со студентами на инновационные образовательные площадки, например в технопарки Курчатовского института и Мосполитеха, в Хорошколу и школу №1799.
В магистратуре учатся как выпускники непедагогических (в первую очередь, конечно же, теxническиx) вузов, желающие получить квалификацию педагога, так и начинающие педагоги после бакалавриата, и опытные, которые xотят добрать современныx компетенций.
Как показала практика, действительно, легче всего осваивают эти компетенции молодежь. Но это далеко не всегда молодые педагоги! К нам приходят молодые ученые: в последнем наборе 4 из 15 мест заняли выпускники физфака МГУ, а также свеже­испеченные инженеры. У молодых людей есть и желание, и силы, и способность учиться. Некоторые из них уже на старте просят помочь им устроиться в лучшие московские школы, и мы это делаем, у программы есть договоренность с директорами принимать на работу магистрантов.
Опытные учителя тоже приходят в магистратуру. У ниx есть свои особенности: с одной стороны, им труднее совмещать учебу, личную жизнь и нагрузку. С другой - они высоко ценят новизну информации и подходов, стремятся сразу же внедрять все полученные знания и новый опыт в работу школы. Вообще такое стремление опытныx, со стажем, учителей получить дополнительную квалификацию, в чем-то снова стать «начинающим» педагогом крайне ценно! Для нас желание продолжить образование - уже высокий показатель внутренней мотивации.

Досье

Сергей Ловягин - учитель физики с 30‑летним стажем, руководитель магистерской программы «Обучение физике и STEM-образование» в МГПУ, автор инновационных образовательных проектов: детский научно-технологический центр «Полигон Про», школьный музей увлекательной науки «Феномен», Детский университет МПГУ, «Изучаем физику по-новому», STEM-образование в Хорошколе.

Сергей ЛОВЯГИН,
кандидат наук, заслуженный учитель России