Когда я пришел в коллектив, я думал, что сейчас блесну! Ага. Конечно. Очень быстро меня посетило понимание того, что на фоне своих коллег я нахожусь где-то внизу списка. У них огромный опыт в плане знания материала, а я, как выяснилось, очень сильно отстаю. Вот ситуация. Тебе начинают цитировать кого-то, а ты такой: «М... ээ… кто это?» Поэтому я всегда прошу коллег почитать книги, о которых они рассказывают, спрашиваю названия. Но для школьников моих знаний хватает.

Мой день начинается в 7.00. Телефон сообщает, что пора просыпаться. Я встаю максимально поздно, быстро собираюсь, очень быстро, ем и еду на работу.
У меня обычно стабильно 6-7 уроков, они идут до двух-трех часов дня. Если у меня есть свободное время, я, например, не иду в музей (что бывает во вторник или четверг), я иду играть в настольный теннис или в волейбол.
Сегодня я вышел из дома весьма рано, что не свойственно мне. По пути я не думаю о работе. Скажу честно: я вообще стараюсь все свое свободное время от работы отдыхать. Прихожу домой - стараюсь расслабиться. Потому что, если я начну вместо общения с женой и отдыха в Интернете лазить, искать презентации, это будет нехорошо. Я прихожу в школу, провожу уроки максимально собранным и вовлеченным, а после сразу абстрагируюсь от этого, иначе можно с ума сойти. Особенно к концу дня, когда очень сильно устаешь и хочется тишины.
- Михаил Александрович, какая неожиданная встреча! - приветствует меня ученик на переходе у школы. (Удивительно, правда, откуда бы мне здесь взяться.) - Мы сегодня будем в мафию играть?
- Нет, сегодня я тебя опричниной по полной загружу.
- Здравствуйте, Михаил Александрович, - вторят ему еще две девочки.
Вот видите, до школы я еще не дошел, а рабочий день уже начался.

История в 7‑м «Л». Продолжаем изучать время правления Ивана Грозного, дошли до опричнины. Ребята сегодня очень активны, быстро включаются в обсуждение.
- А кого брали в опричники? - спрашивает меня ученик.
- Кого угодно, - говорю я.
- Серьезно? Любой мог прийти и сказать: «Я хочу людей убивать»?
- Ну нет, не cовсем так...
Подробно объясняю процесс, советую прочесть Толстого «Князь Серебряный». Вот где можно узнать, как на Руси на самом деле воспринимали это время.
За увлеченной дискуссией о правлении Ивана Грозного я даже звонок не услышал. Ответив на все вопросы учеников, можно отправиться в другой кабинет.

Перемена.
Пока идешь до следующего кабинета, успеваешь решить тысячу и один рабочий вопрос: принять задание, договориться о встрече с чьим-нибудь родителем, перенести срок приема работы.
Второй урок по расписанию у меня в 8‑м «К». Это инженерный класс, у них история не профильный предмет. Родители на собрании сразу спросили: «Как планируете преподавать?»
Как планирую? Что-нибудь придумаю!
Вообще я для всех стараюсь вести свой предмет легко, интересно, чтобы ребята успевали перевести дух от других предметов и что-то усваивали.
Урок начинается, как всегда, с миллиона вопросов. А как сделать так, чтобы тебя уважали?
Показать себя профессионалом. Я считаю, что не важно, какие у тебя взгляды, какой ты человек, если ты хороший профессионал, ты нужен будешь везде. Ты хорошо делаешь свою работу - и все. Вот сейчас я, как всегда, стараюсь просто хорошо сделать свою работу.
Сегодня показываю ребятам ролик о реформах Петра I.
- Это не такой ролик, которые мы смотрели раньше. В этом видео рассказывает настоящий историк. Сравните, и посмотрим, насколько вы готовы к такому материалу.
Тема реформ и их причин никогда не оставляет равнодушными подростков:
- А вот если бы у нас было развитое гражданское общество, не было бы того, что происходит сейчас?
- Проблема не в том, что у нас нет гражданского общества, у нас нет культуры гражданского общества. И это тоже можно объяснить. Вот посмотрите, как было при Иване Грозном…
Я всегда стараюсь не просто что-то сказать, я стараюсь проводить какое-то сравнение. На любой вопрос я готов ответить и аргументы привести. В этом и плюс истории - ты можешь не просто критиковать или расхваливать историческую действительность, а объяснить.

Что-то пошло не так.
Пока класс работал в тетрадях, я понял, что моя рабочая флешка с презентациями и материалами к урокам - всем урокам до конца четверти - неисправна. Дети, конечно же, счастливы.
- Нет, ребята. Напрасно вы радуетесь. Для вас это плохо, это значит, мы будем много работать с учебником.
Делю на группы и даю задание каждой из них. Через 10 минут начнем проверять. Пока идет проверка, прокручиваю в голове разные варианты: сейчас будет перемена, обращусь за помощью к учителю информатики.
Если 8‑й класс еще может поработать без наглядного материала, как же я буду на шестом уроке с 6‑м классом? А на седьмом? Может, удастся спасти часть презентаций?
Увы, коллега помочь ничем не может, придется как-то выкручиваться и пользоваться тем, что есть.

Третий урок.
История в 7‑м «Л». Без флешки приходится перестраивать план урока. Работу с учебником по группам тоже нужно контролировать. Приходится постоянно перемещаться по классу, отвечать на вопросы.
После урока ребята завалили вопросами об экскурсии. Планируем сходить в Музей транспорта или в Музей толерантности. Классного руководства у меня нет, но я отвечаю за участие своих классов в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Передо мной поставили задачу, чтобы все команды стали победителями. Нам осталось по три посещения с каждой командой.

Четвертый урок.
Окно. Думаете, свободный урок у учителя время для отдыха? Как бы не так! Ко мне приходят заниматься ребята, которые находятся на надомном обучении. Обсудили, как открыть бизнес и будущие профессии, которые будут востребованы через 5-10 и 50-100 лет.
- Я думаю, через 10 лет работа блогером будет официальной. Сейчас платят 5 баксов за 1000 просмотров, а в будущем будет именно зарплата, и на работу будут брать специально.
Блогером. Ну допустим.
Вообще я стараюсь рассказывать ребятам то, что им пригодится в жизни. Как открывать вклады, например. Ребятам это важнее и интереснее. Даю разные темы, которых нет в учебнике. Я согласовал этот вопрос с администрацией, мне сказали, если это не мешает усвоению основной программы, можно проводить уроки и на такие темы тоже.

На пятый урок ко мне снова приходит 8‑й «К». К концу дня ребятам уже сложно спокойно работать. Медленно и спокойно считаю до десяти. Сработало! Затихают, пусть и не очень надолго. Шумно, но очень продуктивно мы провели и этот урок.
После него совещание методического объединения.
Дали задание: подумать, что провести на декаде гуманитарных предметов и в каких классах я дам открытые уроки.
Времени обдумать это сейчас нет, тороплюсь на урок в 6‑й класс. Ребята уже ждут в кабинете.
- У нас было совещание. Извините, что я задержался, - говорю я, входя в класс.
Вообще я считаю важным относиться к ученикам как к равным себе. Опоздал? Извинись.
Сейчас мы изучаем Древнюю Русь. Дома ребята смотрели мультфильм про князя Владимира, читали параграф из учебника и должны были найти максимальное количество несоответствий.
Доволен собой. С заданием я попал в яблочко! На уроке все бурно обсуждали, какие ляпы им удалось отыскать. Правда, не все. В любом классе есть и те, кому уроки совершенно неинтересны. Такие ребята мешают, стараются привлечь к себе как можно больше внимания. Но я кремень. Я не хочу на них кричать, не вижу в этом смысла. Возможно, это сейчас и не очень хорошо влияет на дисциплину, но я надеюсь на долгосрочный результат и индивидуальный подход. Но пока не очень работает. Как и счет до десяти. Спустя еще 10 минут слишком уж оживленной беседы пришлось дать письменное задание.

Уроки закончились, но не мои дела. Попросил одного из учеников задержаться, нужно дать ему олимпиадные задания на сайте Городского методического центра.
- Кстати, здесь ты сможешь смотреть олимпиады по другим предметам, которые тебе интересны.
Осталось сфотографировать график открытых уроков и проверить тетради.
Этим и займусь, пока есть время.
16.00 - освободился спортивный зал, можно поиграть в теннис. Компанию мне составляют мои ученики, и мы устраиваем битву.
- Ну что, сделаю тебя сегодня всухую, а? - подшучиваю я.
После тенниса поеду домой, плотно пообедаю (потому что я уже очень голоден, а до этого времени на еду у меня не было), немного отдохну и пойду покататься на лыжах. Вечером придет жена, может, посмотрим какой-нибудь фильм.
В перерывах все-таки придется поработать из дома: поделаю презентации к урокам. А вот конспекты я не делаю, все держу в голове. Просто почитаю, вспомню основные аспекты - и все.

Я умею абстрагироваться. Спор­том люблю заниматься: на лыжах кататься, играть в настольный теннис, волейбол, побегать, в зал походить. Путешествовать люблю, я думаю все время о поездках. Вот я вышел из школы, надо зайти на booking.com, посмотреть, какие отели можно забронировать на майские праздники, на 8 марта, на лето, на когда угодно!
Конечно, очень помогают семья, жена, родственники, друзья. Можно всегда встретиться, посидеть, что-то обсудить. Но проблема в том, что жена тоже в школе работает, друзья все из педагогического. У всех тоже школы. Бывает, что собираемся, и пошло-поехало, словно педсовет. Но мы сразу говорим: «Все, хватит». Всегда есть интересные истории помимо работы. Например, мы с друзьями ездим путешествовать. У нас собралась компания из пяти человек, и вот мы путешествуем, вспоминаем веселые случаи, фотографии смотрим. А школа? Даже когда обсуждаем, из школьной жизни рассказываем только веселые истории.

Михаил МОРЕНЕЦ,
учитель истории школы №171, выпускник МГПУ, обладатель сертификата «Московский учитель»;
Светлана ЛЕБЕДЕВА