Основная проблема, которую обозначают бывшие студенты - нынешние выпускники и молодые педагоги, - очень большая загрузка. Они говорят: «Мы перегружены различными задачами, подскажите, что нам с этим делать?» В институте их учили методике преподавания, но не учили тайм-менеджменту и каким-то коммуникативным особенностям. Поэтому, когда они приходят в школу, они сталкиваются с двумя проблемами.
Первая - столкновение с реальностью. Вдруг ваша методика оказывается не такой, как должна быть: либо в школе принято работать как-то иначе, либо она просто не может быть применена к конкретному классу. Дети, о которых рассказывали на занятиях в институте, и реальные ученики, с которыми вы сталкиваетесь, оказываются совсем разными людьми, так же, как и родители, так же как и учителя. Все не так, как ожидали и к чему пытались подготовиться молодые педагоги.
Второе - нагрузка. Понятно, что когда в школу приходят новые люди, сильные, активные молодые личности, то их можно максимально загрузить тем, что уже не такие активные личности выполнить не могут. В коллективе начинается перераспределение полномочий, и в итоге молодые педагоги получают много нагрузки и просто не справляются с ней. Важно понимать, что в период адаптации они могут быть к этому не готовы.
Годовая адаптация - это нормальная ситуация для человека: он должен понять коллектив, разобраться в ситуации, понять новую модель преподавания, научиться правильно общаться с родителями и детьми.
Очень часто начинающие педагоги просто не могут отказаться от дополнительных задач и нагрузки еще и в силу амбиций. Ведь сейчас получается так, что, чем моложе педагог, приходящий в школу работать, тем он амбициознее.
Амбициозность - качество очень хорошее, но оно должно быть подкреплено навыками правильного общения и с родительским сообществом, и с педагогическим коллективом и умением правильно организовать свое время.
Выстраиваем правила общения
Мы знаем, что любой родитель, заинтересованный в своем ребенке, не следит за временем.
Если мама закончила работать в одиннадцать вечера, едет домой, видит что-то в родительском чате и у нее возникает вопрос, она сразу адресует его педагогу. Иногда вопросы возникают сразу у нескольких родителей, учитель начинает им отвечать, и вот уже на часах двенадцать, а он все еще в школе.
Поэтому распределение нагрузки и установка правил общения - это то, что обязательно нужно преподавать будущим педагогам в университете. Нужно учить их правильно планировать свое время и, самое главное, разграничивать время работы и время личное.
К сожалению, сейчас все педагоги стопроцентно находятся в школе. Всегда. Молодой педагог, зрелый педагог - любой.
Как только мы попадаем в эту общую волну, мы принимаем правила и начинаем действовать так же, как все. Если все учителя находятся в этой круглосуточной гонке общения, то мы автоматически включаемся в нее же.
Сказывается и то, что молодому учителю очень важен авторитет. Очень важно мнение родителей, мнение учителей, педагог полностью погружается в интересы своего класса, и ему кажется, что этим он доказывает имидж бескорыстного человека, который всегда придет на помощь, все время будет на связи, и многие пользуются как раз этим желанием человека расположить к себе и понравиться.
Что делать? На первой же встрече с директором и коллегами, на первом же родительском собрании должны быть однозначно определены правила взаимоотношений: «Я вас очень люблю и уважаю, я знаю ваши проблемы, готов помочь в их решении и ответить на любые вопросы. Но мое время строго до такого-то часа (например, до 21.00). И если я не отвечаю после 9 часов вечера, это не значит, что я вас игнорирую, что я не готов решать ваши проблемы и отвечать на вопросы. Это значит, что сейчас я занят своим ребенком, своей семьей и домом».
Вообще же любой грамотный директор или иной руководитель, который знаком с принципами тайм-менеджмента, никогда не позвонит, не предупредив эсэмэской о том, что ему нужно срочно с вами связаться.
Это очень простое правило. Но все должны быть готовы к тому, что с первого раза на 100% выполнить его не получится. Его нужно тренировать. Все-таки из университета выпускаются люди, которые никогда не занимались тайм-менеджментом, да и навык этот не получить как итог прохождения какого-то учебного курса или мастер-класса. Его нужно формировать в течение нескольких лет. И только тогда он станет частью профессиональной культуры и личности молодого педагога.

Внимание к тем, кто хочет помочь, и открытость в конфликтных ситуациях
Еще одна особенность нового поколения молодых педагогов - правильно настроенных и уверенных в себе молодых людей - в том, что они приходят в организации, где еще работают старые традиции, те традиции, когда молодой учитель приходил в школу и спрашивал у старшего поколения, как правильно себя вести, какие правила в этой организации.
Практически все опытные взрослые учителя, которые сейчас работают в школе, прошли через систему наставничества. Возможно, не такую яркую, как сейчас ее представляют, но система эта существовала. Молодой педагог был «закреплен» за каким-то опытным учителем, молодой задавал вопросы, ходил на уроки, к нему приходили на уроки. Молодого педагога учили работать в сложившемся коллективе, в организации.
Сейчас, когда к начинающему педагогу кто-то приходит на урок с замечаниями, это часто становится чуть ли не личной обидой: «Я и так все знаю! Вы, поколение предыдущее, которое не знает не только, как пользоваться компьютером, но и каких-то базовых вещей, которые я знаю лучше вас! Чему вы меня можете научить?!»
Именно из-за этого представления о том, что «вы не можете меня ничему научить», конфликт часто провоцируется самим молодым учителем. Он, конечно, сам не желая этого, настраивает организацию против себя своим поведением, своими амбициями, своим нежеланием прислушаться. Важно понять: иногда люди просто абсолютно искренне хотят вам помочь!
Это педагоги, накопившие колоссальный опыт коммуникации с родителями, опыт управления классом. Часто они видят: вот здесь неправильно построено общение, вот тут - урок, и тогда все ученики будут вовлечены в учебный процесс, а не только часть класса. Они имеют право об этом рассуждать и им важно быть услышанным. А молодому педагогу важно услышать то, что ему говорят, а не переводить все в личные обиды.
Второй момент: если у нас нет таких явных конфронтационных форм поведения молодого учителя, который приходит и хочет быть принят в школе, ситуации возможных конфликтов можно избежать таким способом: я просто наблюдаю, изучаю правила, по которым работает образовательная организация, я наблюдатель, я должен понять правила игры в школе - кто здесь является лидером, чаще всего конфликт провоцируется одним человеком. Он является источником, а дальше группа включается.
Вас как учителя будут все время проверять на конфликтоустойчивость. Не реагируйте на слухи и возможные провокации. Провокаторам необходима эмоциональная зарядка от ситуации конфликта, которую они разжигают.
Если вам рассказали о каких-то слухах или передали «по дружбе» какую-то информацию, то ответ должен быть очень простой: «Хорошо, спасибо, я приму к сведению». Не бежать сразу выяснять, почему вам, например, не назначили премию, и не спрашивать родителей о том, почему они общались по поводу вас с другими учителями.
Правило поведения тут очень простое: вы попали в стрессовую ситуацию, а любую стрессовую ситуацию нужно принять и принять по ней решение только через сутки. Ни в коем случае не нужно лететь с открытым забралом в гущу битвы. Дайте ситуации и своей голове остыть!
Такое же правило действует и с родителями в том случае, если есть скрытая конфронтация. Но чаще всего если вы кому-то из родителей не нравитесь, то все происходит открыто.
В этой ситуации ваша задача - выйти на разговор с этим родителем не с позиции заискивания, а с позиции честного выяснения отношений: «Я вам не нравлюсь, я это понимаю. Расскажите, пожалуйста, по какой причине? Я готов выслушать и принять к сведению ваши замечания и претензии. Давайте разберемся, что я могу изменить. Если вы хотите, чтобы я ушел из класса, это не проблема, но будет ли от этого легче вашему ребенку и всему классу?»
Как правило, когда родители говорят «вы мне не нравитесь» - это эмоциональная оценка ситуации. И когда их спрашивают конкретно, «по каким пунктам я вам не нравлюсь», они не могут привести ни одного нормального логического довода. Открытым разговором конфликт можно купировать на время, чтобы набраться сил для следующей волны, которая в таких ситуациях может возникнуть. А может благодаря грамотным действиям учителя и не возникнуть.
Если вы понимаете, что конфликтная ситуация была в чем-то спровоцирована вашими действиями, не бойтесь признать свою неправоту и извиниться. Согласитесь, что вы не всегда бываете истиной в последней инстанции! Не бойтесь потерять лицо: достоинство как раз и заключается в том, чтобы уметь честно и открыто признавать свои ошибки, а не скрыться, не убежать, не переложить вину на другого.

Быть сильным и уважать учеников
Нужно правильно выстраивать отношения с классом. Встречаются ситуации, когда молодые учителя выбирают тактику очень тесной дружбы с детьми, но это может закончиться очень печально. Дети должны видеть авторитет учителя.
Должна существовать некоторая дистанция, чтобы ребенок понимал: есть образовательная организация, а в ней установлены определенные правила. Учитель, какой бы он милый и душевный ни был, должен быть для ученика не совсем доступным. Не совсем тем человеком, с которым можно выстраивать семейные отношения.
Не секрет, что в школе очень серьезно учат предметы тех учителей, которых либо очень сильно боятся, либо очень уважают за серьезные и интересные уроки, когда есть личный интерес к этому учителю, потому что он увлекает своим предметом. Во втором случае ты боишься не оправдать надежд этого учителя, ты хочешь ему показать, какой ты молодец. А когда у тебя панибратские отношения с учителем, ты не стараешься, зачем, если и так все хорошо.
Даже когда вы проводите с детьми много времени вне школы, ходите в театр, играете в футбол, нужно четко понимать: вы все равно для них учитель, а не подружка. Они должны уважать вас, а вы - уважать их.
Дети тянутся прежде всего к тем, кто их уважает, с кем им интересно, к тем, кто не боится отвечать на любые вопросы. Поэтому учитель должен быть сильным. Он не должен опускаться на уровень оскорблений в сторону учеников из-за того, что они не заинтересовались его стилем преподавания, не могут взять полноценно его знания.
Учись сам! Будь сам заинтересован в теме своего урока! Когда педагогу неинтересен его предмет, это видно! Тут уже не важно, строгий ты или нет, всем понятно, что тебе это неинтересно. Поэтому и у учеников будет соответствующее отношение.
Хороший педагог - это не тот, кто берет внешней харизмой (она вырабатывается), это человек, который искренне слушает ученика на уроке. Он заинтересован в самой сути и ответа, и общения, а не только в формальном «ответил - садись». Это учитель, который искренне заинтересован в жизни учеников также и вне школы.

Нельзя быть героем пять минут
Еще одна частая ошибка начинающих педагогов заключается в том, что они от желания войти во все процессы начинают брать на себя много задач.
Если вы начнете во все включаться и все на себя брать, поймите, что тогда вы должны быть готовы это делать всю жизнь, потому что нельзя быть героем пять минут. Коллектив очень быстро ваш энтузиазм примет как должное. И тогда, если вы скажете: «Простите, но вот в этот раз я не смогу», а такое обязательно случится, ведь все мы люди, у нас меняются приоритеты и жизненная ситуация, у всех будет недоумение. Как это так? Вчера мог, а сегодня вдруг нет?
Оценивайте свои силы адекватно.
Если вы готовы сохранять такой уровень вовлеченности всю жизнь, а такой типаж есть: они умудряются успеть и дома, и на работе, и везде они участвуют, все успевают, и причем все это делается качественно. Но это сильные личности, их мало. В основном же человек просто быстро выгорает, ведь эмоциональное выгорание никто не отменял. И если я здесь начинаю участвовать во всех вещах, которые никто не поддерживает, через некоторое время я сгорел. Поэтому оценивайте адекватно: что можете сделать - делайте, где можете взять на себя часть - помогите по силам, а что не сможете вовсе - честно отвечайте: «Этого сделать не смогу».
Согласие на дополнительные задачи должно быть обдуманным. Вы должны быть уверены, что оно не несет для вас в дальнейшем никаких травм, не забирает у вас личное время, пространство, не добавляет в ваш график какие-то функции, которые не оплачиваются или не служат вашему профессиональному росту.
Всегда, когда вы на что-то соглашаетесь, аргументируйте это для самих себя. Ваше «да» всегда должно быть в вашу пользу. И тогда ваши коллеги поймут, что вы профессионал, который получает выгоду из выполнения задач, пусть эта выгода и не всегда выражается в деньгах. Не надо стесняться отказываться от той работы, за которую вам не могут заплатить, и от той, которая не обеспечивает вам личностный и профессиональный рост. И вот тогда незаметно даже для вас самого к вам будут приходить только те задачи, которые интересны и полезны именно вам.
Также мотивирован должен быть и ваш отказ, только так он будет услышан и правильно понят. При этом вам никогда не должно быть за это стыдно: за то, что у вас нет времени, или за то, что вы чего-то делать не умеете! Вас могут научить, вам могут дать помощника. Или же с вас могут снять задачу и передать ее другому человеку. Но вы, по крайней мере, защитите свою психику от перенапряжения и от стресса, которые неизбежно появятся, потому что вы будете бояться не оправдать надежд.

Вы не центр Вселенной и не спаситель мира!
Страх не оправдать надежд один из самых часто встречающихся у молодых педагогов. Когда начинающий учитель приходит в школу, ему кажется, что вокруг все на него возлагают какие-то надежды. И это одна из больших иллюзий в жизни человека! Поймите, что это только вам кажется, что вы пришли куда-то как спаситель мира. Никто так не думает. Никто на вас никаких больших надежд не возлагает. И вот такая гонка за попыткой оправдать чьи-то надежды превращается в то, что молодой специалист берет на себя все больше и больше, боится отказать, боится оказаться не у дела. В итоге все часто заканчивается выгоранием.
Выгорание педагогов наступает после пятилетнего срока работы, то есть это, как правило, молодые специалисты. И происходит оно из-за того, что педагог очень загружен, он очень устает, из-за этого он просто становится человеком, который ничего не хочет выполнять, дальше уходит азарт, уходит желание все наполнять смыслом, быстро реагировать. Возникает желание что-то изменить, а потом пропадает и оно. Это постепенный механизм.
Выгорание может быть даже и на первом-втором году работы, в том случае если педагог слишком сильно включается в процессы и не дает себе возможности отдыхать. Если он готов работать первый год без остатка, с утра до ночи быть в школе, отвечать на все звонки и вопросы, если у него появляются в этот момент и другие интересы в жизни, когда он хочет везде успеть и все сделать, а тут еще у администрации возникает желание дать ему дополнительные функции и полномочия помимо учительской. Тогда специалист от усталости начинает входить в такое состояние, в котором он уже не может адекватно и гибко реагировать на ситуацию.

Определяем первые признаки выгорания и предотвращаем его
Первый показатель того, что вы уже на пороге выгорания, - перепады настроения и нарушенный сон, когда вы не можете уснуть или очень быстро засыпаете, но просыпаетесь так, будто вы не спали. После подключаются психосоматические болезни, когда начинает болеть непонятно что: ни одно обследование ничего не показывает, но тело сигнализирует о проблеме. У человека пропадают базовые желания («спасибо, я не голоден», «нет, я не хочу никакого досуга», «не хочу общаться с друзьями и с кем-то знакомиться»).
У женщин меняется вес - они могут либо сильно поправиться, либо сильно похудеть. У мужчин походка становится более медленной, движения менее активными, появляется телесная леность.
Ну и, конечно, перепады «слезы - радость», так называемые близкие слезы, когда человек моментально готов расплакаться, это вообще главный показатель эмоциональной усталости.
Если вы увидели у себя такие признаки, нужно срочно включать механизмы тайм-менеджмента. Если вы сразу не разделили время на рабочее и личное, то придется делать это сейчас: срочно и очень аккуратно. Нужно на родительском собрании объяснить, что у вас изменился режим дня, поэтому в какое-то время вы не сможете быть на связи. То же самое говорим и администрации: мотивированно объяснив вашу позицию, снимите с себя нагрузку в выходные и в позднее время. Попросите себе кого-то в помощь или передайте задачи. Не бойтесь этого, лучше сейчас отказаться от каких-то заданий, чем позже из-за усталости не выполнить их или выполнить некачественно.
Есть молодые педагоги, которые говорят: «Я отказываюсь от дополнительной работы, и у меня тогда конфликт с руководством». А есть те, которые говорят: «Я соглашаюсь, но тогда у меня конфликт с самим собой».
Примите решение, что для вас важнее.

Наталья СКВОРЦОВА,
пресс-служба МГПУ