Когда мы слышим слово «учитель», у нас возникает множество ассоциаций и мыслей, ведь учитель играет колоссальную роль в жизни каждого человека. На мой взгляд, учитель - это не просто тот человек, который дает нам определенные знания по предмету, это человек, который растит в каждом из нас то ценное, что ведет нас по жизни. Это будет неким предисловием к тому, о чем я хочу рассказать. А рассказать я хочу о первом годе моей профессиональной жизни…
В начале года я участвовала в конкурсе педагогов «Педагогический старт» (тема «Любит - не любит»).
Я только пришла в школу, никакого понятия не имела о реальной ситуации в образовании, поэтому для меня было полезно в самом начале профессионального пути поразмышлять над такими вопросами: кто такой учитель-герой, кто такой учитель-изгой, каким должен быть учитель, чтобы не попасть во вторую категорию? Я рефлексировала на тему того, каким же учителем должна стать я. Мне казалось, что тогда я написала по-детски, так как только начала работать, еще не знала и не видела отношение детей и коллег ко мне, еще не прочувствовала, как я преподаю. К моему удивлению, зимой меня позвали на награждение, я стала лауреатом конкурса. И я тогда решила, что все неплохо начинается…
Начиналось-то все неплохо, меня пугали только коллеги, большинство которых имеют большой опыт, разъяренные (причем без повода!) родители детей, классное руководство, привыкнуть к которому в один момент очень тяжело.
Помню тот день, когда ко мне пришел первый родитель, чтобы решить какие-то проблемы. Я знала, что разговаривать адекватно этот человек не будет. Тогда я поняла, что вечно прятаться от этих проблем не получится, надо выйти, поговорить и расставить все точки над i. Тот разговор, как я оцениваю его сейчас, был не очень успешен. Я не была уверена в себе, мало что знала о традициях и правилах школы. ФГОС, стратовое обучение, классное руководство, проектная работа и многое другое - все это было мне знакомо в теории, но не на практике.
Со временем я начала вливаться в коллектив, понимать, что к чему. Мне почти не помогали, училась я на своих ошибках. К детям тоже постепенно привыкла. Начала повышать голос, если это нужно, хотя ранее за мной такого не наблюдалось, стала строгой. Самое интересное, что вначале я боялась детей. Они казались мне такими большими и взрослыми. Я начала постоянно напоминать себе о том, что им всего лишь по 10‑15 лет. И мне стало легче. Если нет этого понимания, нет и системы «учитель - ученик». Совсем по-другому я начала общаться и с родителями. Вначале меня постоянно напрягало то, что эти родители в полтора-два раза старше меня, мне было сложно авторитетно поставить себя перед ними. Сейчас умение разговаривать с ними на равных мне очень помогает и в обычной жизни.
Чем ближе были новогодние праздники моего первого рабочего года, тем меньше сил у меня было. Работа, очная магистратура, после которых я приходила домой в двенадцатом часу, а еще нужно было делать конспекты, а еще уделить внимание семье, все это меня выводило из строя вплоть до проблем со здоровьем. Были моменты, когда мне, мечтавшей быть учителем с детства, казалось, что я готова уйти и не вернуться в школу никогда. День за днем я говорила себе: «Работай так, как можешь, делай то, что можешь сделать, убирай излишний перфекционизм, не ставь завышенных задач, разделяй работу и личную жизнь».
Это сработало! Но и сейчас, когда самый сложный период уже позади, когда я знаю, что со всеми проблемами можно справиться, мне очень тяжело вспоминать первые месяцы работы.
Самая большая проблема, которую я считаю таковой уже после года работы, - это дети с непростыми характерами в классе, где я классный руководитель. Я очень их люблю, но мне порой казалось, что ничего из придуманного мной не работает, что я ничего не смогу из них слепить, никак не смогу их заинтересовать. Мы с ними много работали, участвовали во всех мероприятиях и вот наконец начали показывать хорошие результаты, все-таки у меня получилось дать им чувство успеха. Надеюсь, что они сохранят его надолго и оно станет опорой для их развития в будущем.
Несмотря на все сложности, мне очень нравится моя профессия. Я получаю удовольствие от отдачи, которую вижу от детей, от самого процесса ведения уроков, даже от проверки тетрадей. Все говорят, что такого не может быть, но я действительно со второго класса мечтала стать учителем. Когда я училась в школе, у меня были прекрасные учителя. Придя домой, я повторяла материал, жестикулировала, подражая своему учителю начальных классов. Но истинным образцом потрясающего учителя был мой классный руководитель, который вел нас c пятого по одиннадцатый класс. Когда настала и моя очередь стать классным, мне было важно держать планку, стараться делать на достойном уровне все то, что должен выполнять классный руководитель. Наверное, именно это и помогло мне достойно вывести мой пятый класс на следующий уровень. Достойность определила не я, а результаты, которые мы показали. Я же считаю, что нужно продолжать работать над собой.
Сейчас нельзя сравнить меня до сентября и после сентября. За год, очень тяжелый и нервный, я и в профессии, и в жизни стала другой. Об этом говорят и мои близкие. Работа учителем заставила меня по-другому посмотреть на мир, пересмотреть ценности.
Что нового я открыла для себя за этот год? Какие выводы я сделала?
Работа учителем прекрасна и важна, но она заберет все время, которое ты будешь готов ей отдать. Отсюда вывод: учись распределять свое время. Чтобы хорошо работать, очень важно качественно отдыхать, проводить время с семьей, делать что-то для своего профессионального роста. Моей большой ошибкой первого года работы в школе было отдать все возможное время рабочим задачам, не построив системы тайм-менеджмента.
Система образования устроена сложно. Не торопись принимать решения сгоряча. Поработай еще какое-то время учителем и определи, свыкнешься или нет.
Дети бывают трудными, но рука, вовремя протянутая этим детям, даст вдвое больше плодов, чем ты ожидаешь.
Говорят, что важно к каждому уроку готовить конспекты, все детально отрабатывать, чтобы идеально провести урок, но я для себя поняла, что важно быть в первую очередь просто интересным человеком, а конспекты - это уже дело десятое, хотя, думаю, методисты бы со мной поспорили... Ведь настрой детей на урок напрямую зависит от того настроения, с которым я войду в класс.
Хочу завершить свое повествование отрывком из эссе для конкурса «Педагогический старт». Как я писала в самом начале, мне предлагалось порассуждать над тем, кто такой учитель-герой, а кто - изгой. Вот что я написала: «Я пока не могу сказать, что я учитель-герой. Да и определяю это не я. Я пойму это по отзывам учеников, по их отношению ко мне и к моему предмету. Могу только сказать, что я хочу стать учителем, который научит ребят понимать жизнь, переносить знания, полученные в школе, в реальность. Я хочу, чтобы те знания и умения, которые я им дам, они умели применять в жизни. Я хочу стать для них образцом, не обязательно идеалом, просто образцом для подражания… Образцом ответственности, понимания жизни, поведения, достижения целей, установок».
Эти слова я писала в сентябре 2017 года. Но уже через полгода я с уверенностью могла сказать, что с детьми у меня контакт установился, что я смогла им дать то, что пригодится им жизни. Я не говорю, что я учитель-герой (это еще нужно доказать многолетней практикой), но думаю, что я на верном пути.
А еще я писала: «Ученики, как цветы, лепесточки которых взращиваем мы, стебель которых выстраиваем тоже мы, учителя. От нас во многом зависит, завянут эти цветы или расцветут. Поэтому каждый день мы должны работать над собой, чтобы дети перенимали у нас только лучшее и позитивное».
Дети - это наше зеркало. Они отражают наше настроение, поведение и многое другое. Я поняла, что всегда нужно начинать с себя, прежде чем говорить, что дети трудные, коллеги плохие, родители неадекватные. Безусловно, это не всегда так, но тем не менее если у нас в душе гармония с самим собой, то и у детей, и у окружающих будет так же.

Резеда ГИНИЯТОВА,
учитель русского языка и литературы школы №224