Стоит ли говорить, сколько сомнений окутывало меня, прежде чем сделать такой важный выбор и полностью сменить род деятельности? Но выбор сделан, я теперь учитель.
В школу все учителя пришли за три дня до начала учебного года после своего длительного отпуска. И сразу началась суматоха: нужно писать программы, сдавать отчеты, готовить классы, получать учебники. Дел много. Но как быть, если ты не знаешь, что у тебя много дел? Ты еще никогда с ними не сталкивался, а вокруг ни у кого не хватает времени, чтобы посвятить его в достаточном количестве тебе и ввести в курс дела. И ты, как только что вылупившийся птенец, ходишь с широко открытыми глазами, смотришь на всех этих бегающих и пока не знакомых тебе коллег, стараешься свыкнуться с мыслью, что ты теперь один из них.
А внутри все сжимается от наступивших перемен и от чувства, что ты теперь причастен к чему-то прекрасному и ранее недоступному. И от этого слезы стоят в глазах от счастья.
Мне дали классное руководство в 5‑м «В» классе, и соответственно нам полагался свой кабинет. Помню, как первый раз зашла в свой класс. Поворачиваю ключ в замочной скважине, захожу... Вижу учительский стол, и первая мысль в моей голове: «Мне теперь можно за ним сидеть?!» Потом ряды парт… Пока пустые, но уже представляешь себе сидящих за ними учеников: девочек с бантами на голове, мальчиков в нарядных костюмах и с букетами цветов на первое сентября. И, конечно же, переживаешь: а какие они, мои подопечные?
Все еще не верю, что это мой класс, и минут 20 сижу в оцепенении за новым рабочим местом. Обвожу взглядом пустые стены, мысленно представляя портреты поэтов и писателей, которые могли бы их украсить, бросаю взгляд в окно: пятый этаж, поселок, дома невысокие, и поэтому видно далеко. Перед окнами тополя качаются на ветру, небо в тяжелых тучах… И грустно, и красиво…
Но вот вспомнили и про меня, требуют составить и загрузить рабочие программы до начала учебного года. Не понимая еще толком, для чего они нужны и как их составлять, приступаю к выполнению первого задания. Все вокруг говорят о рабочих программах с важным видом и со знанием дела, и стыдно становится спрашивать, а что это, собственно, такое. Теперь я знаю.
Помню первый педсовет перед началом учебного года. Важное собрание! Торжественно входишь в кабинет, гул из которого слышен еще издалека, обводишь взглядом незнакомые лица и думаешь: «И чего все такие недовольные? Педсовет же! Разве это не здорово?» Эх, где теперь то ощущение перед педсоветом уже в конце учебного года?
И вот наступил тот самый долгожданный и волнительный день - первое сентября! Наконец я увижу свой класс! Уже к восьми нужно быть в школе! Рановато. Я еще тогда не осознавала, что каждый день нужно будет приходить к этому времени.
Прихожу в школу, беру табличку с надписью 5‑й «В» и иду на линейку. Боже, наверное, не передать всего волнения в ожидании скорого знакомства с учениками и их родителями! Первая - девочка, такая нарядная, загорелая, улыбающаяся.
- Здравствуйте, а вы наш новый классный руководитель? - спрашивает она и широко улыбается.
- Да, Анна Алексеевна, очень приятно! А тебя как зовут?
- Даша!
- Ну что ж, будем знакомы, Даша.
Постепенно собираются остальные. Уже сразу видно, кто хулиган, кто спортсмен, кто отличник. Такие незнакомые, но уже такие свои и родные дети! Как многому хочется вас научить, о стольком рассказать!
Так подробно я помню первые дни, и так сливаются в одно мгновение остальные. Только что было первое сентября, и вот уже даешь список литературы на лето. Куда ты несешься, время?
Приступая к подготовке и проведению уроков, я все переживала, в голове проносились тысячи вопросов: а будут ли меня слушать дети? Будут ли понимать то, как я объясняю материал? Или просто встанут все и выйдут из класса, не желая продолжать урок? Как начать урок? Можно ли шутить, и если да, то как не пе­рейти в этом границу? Много ли задавать на дом? Повышать голос или нет? А если случайно кого-нибудь обижу? И еще, еще, еще вопросы... Кому их задать, кроме себя? Другим учителям? Но они все такие опытные педагоги, что отвлекать их своими детскими вопросами совсем не хотелось. Не хватало человека под рукой, у которого было бы достаточно времени и терпения, чтобы на все эти вопросы спокойно ответить, не осуждая тебя.
Когда мы что-то делаем первый раз, мы считаем, что это происходит только у нас и что больше ни у кого в этом мире такого не случалось. Но ведь это же не так! Все учителя когда-то проводили свой первый урок, совершали ошибки (да и до сих пор совершают, я думаю). Вот в этот самый момент «первого раза» хотелось бы иметь какую-то предварительную подготовку или поддержку. Например, в рамках проекта «Московский учитель» можно было бы сделать встречу по теме «Основные ошибки молодых учителей», я думаю, что такие ошибки типичны. И в программу встречи включить как основные ошибки при построении урока, так и налаживание взаимоотношений между учениками и родителями.
Вообще, анализируя свои проведенные уроки, могу сделать вывод, что их можно разделить на удачные и неудачные.
Я проанализировала для себя возможные причины неудачных уроков.
Во-первых, поведение. От чего оно зависит? Почему сейчас класс сидит тихо, а в другой раз просто не контролирует себя? Пришли после физкультуры? Отлично. Тогда как их перестроить на нужный лад? Просто плохое настроение или плохая погода за окном? Супер. А как с этим работать? Что нужно предпринять?
Вторая причина: вызвал к доске ученика, который очень долго делает элементарные задания, в итоге его ждет весь класс. Как результат впустую потраченное время. И что делать с такими школьниками? Не вызывать к доске? Но тогда от недостатка внимания они совсем погрязнут в двойках и не смогут догнать одноклассников. Давать индивидуальные задания? А какой смысл, если они не понимают тему? Оставлять после уроков? А если таких полкласса?
Так много вопросов, так мало ответов...
Третья причина неудавшихся уроков - это наличие в классе так называемого нарушителя порядка. В каждом классе есть ученик, который всеми способами привлекает к себе внимание. И в течение урока ты борешься с ним за место «центр внимания класса» и зачастую в этой борьбе проигрываешь. Да и даже когда побеждаешь, все же теряешь драгоценное время урока.
А если все эти три причины активизируются одновременно… Ну, собственно, понятно, что хорошего урока точно не жди.
И вот после таких уроков ты словно опустошен. И кажется, что это не твое, что ничего у тебя не получается, все усилия напрасны… Не раз аж до слез было обидно… Но наступает новый день, и как будто все волшебным образом меняется: если вчера все недоуменно молчали, сегодня лес рук. И ты видишь, что они учат то, что им задаешь, что верно отвечают, справляются, активно обсуждают… Смотришь в эти горящие глаза и зажигаешься сам, и думаешь, что ради этого стоит продолжать!
Думаю, что не только мне, но и многим другим педагогам-предметникам в профессиональном развитии могли бы помочь встречи с опытными педагогами, возможно, с теми, кто уже не работает в школе, но сохранил запал и энтузиазм. Было бы очень интересно узнать у них, каким образом они справлялись с такими сложностями.
Я знаю, что многим учителям тяжело дается классное руководство, но это не мой случай. Я очень благодарна директору школы, что она дала мне мой класс! Именно благодаря классному руководству учишься разбираться в интересах детей, решаешь их ссоры «мировой» важности, где нужно выяснить, кто кого первый обозвал или кто кого первый толкнул. Благодаря им я чувствую себя важной и нужной. Когда они приходят после уроков просто поговорить или поделиться чем-нибудь, это так приятно и так трогательно!
За прошедший учебный год наш класс успел обзавестись традициями. Например, мы каждого поздравляем как-то по-особенному, разыгрываем мини-сценки. Вместе отмечаем Новый год и окончание учебного года. Выпускаем стенгазету нашего класса, пробуя себя в роли журналистов. И это все всего лишь за год, а сколько еще нового ждет нас впереди, сколько идей и открытий! На класс не жаль никакого времени, ведь мне так хочется сделать из них друзей на всю жизнь, чтобы и после окончания школы они еще многие годы снова и снова приходили на встречи выпускников.
Но это уже далекое будущее, стоит вернуться к настоящему.
Когда я первый раз заходила в ворота школы, я и не могла себе представить, сколько событий, встреч, эмоций, знаний может уместиться всего лишь в одном учебном году. Пишу слово «год», а в уме слово «мгновение». Ведь на самом деле верно в песне поется: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». В слова этой песни хочется только добавить - школьная жизнь.
Мне как-то задали вопрос: «Любишь ли ты свою работу?» И я даже не поняла, о какой работе идет речь. Ни разу я не подумала о школе как о месте своей работы. Конфуций сказал: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Может, это как раз тот самый случай?

Анна ЯШИНА, учитель русского языка и литературы школа №664