Но сегодня у нас особый повод поговорить об учительском хоре. Хор отмечает юбилей - полвека! А в юбилей всегда приято подводить итоги, анализировать пройденный путь и намечать планы. Дело нешуточное. О юбиляре хочется рассказать всем.
60‑е. «Оттепель». На волне ожиданий и надежд рождались и смелые желания: в 1960 году группа выпускников музыкального факультета Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина обратилась с просьбой организовать хор к своему наставнику и известному уже в то время дирижеру Андрею Дмитриевичу Кожевникову (чтобы масштаб творческой личности А.Д.Кожевникова был понятен читателю, стоит упомянуть, что именно он был руководителем всемирно известного Московского хора молодежи и студентов).
Знаменательно, что хор возник по инициативе учителей. Этот дух дерзаний, естественной учительской потребности к преобразованию и улучшению действительности стал определяющим для развития коллектива. И хотя хор был создан как любительский, но цели его работы определялись высокими профессиональными стандартами: хор должен был концертировать не только в Москве, но и в других городах, даже выезжать за пределы страны. И все это оказалось ему под силу.
И вот совсем недавно Хор учителей Москвы грандиозным концертом на Семеновской (зал МЦКО) отчитался перед москвичами за свое полувековое существование. Хор продекларировал и подтвердил высокую степень творческого мастерства. Его современному составу подвластны самые разные жанры певческого исполнительского искусства.
Хористы и на сцену в этом концерте выходили, одновременно исполняя на английском языке малоизвестную у нас в стране John Rutter: All Bells In Paradise. Эта песня - глубокая по содержанию и трудная для хорового исполнения - сразу вызвала внимание слушателей. Диапазон творческих возможностей проявился в исполнении сложнейшего произведения Сергея Рахманинова «Три русские песни для хора». Композитор написал их для исполнения в сопровождении оркестра. Хор исполнил третью часть песен и прекрасно выполнил задачу - зритель услышал рассказ о драме женской судьбы, почувствовал интонацию сострадания и сочувствия, которыми наполнил Рахманинов свое произведение:
Едет-едет мой ревнивый
муж домой,
Он везет-везет подарок
дорогой,
Он везет-везет подарок
дорогой,
Плетеную шелковую батогу,
Плетеную шелковую батогу.
Хочет-хочет меня молоду
побить,
Хочет-хочет меня молоду
побить,
Ох не знаю и не ведаю, за что,
Я не знаю и не ведаю, за что,
За какую за такую за беду…
Наш великий соотечественник Г.А.Струве, которого мы все знали как знаменитого хормейстера и основателя студийного движения, сказал: «Хор - это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере». Эти слова можно полностью отнести к Хору московских учителей.
Успех хора зависит не только от владения богатством и разнообразием звуковых средств, но прежде всего от искренности исполнения. Это высший дар в певческом искусстве. Он порой может восполнить недостаток мастерства, однако никакое мастерство, никакая техника не прикроют отсутствия чувства. В исполнении хора каждое произведение проходит через душу слушателя в зале. Именно поэтому на концертах хора, выступает ли он на городских площадках в День Победы, День города и День России, в Поведниках перед ветеранами педагогического труда, слушатели невольно начинают подпевать. Действительно, столько задора в исполнении песни «На горе-то калина…», что слушатели быстро присоединяются к хору. Ведь, слушая хорошую песню, известную каждому с детства, человек вдруг вспоминает, что он не одинок, что существуют родство душ, духовная общность. А репертуар хора направленно способствует такому эмоциональному резонансу со стороны слушателей. В репертуаре хора песни военных лет, лирические песни из кинофильмов, духовная музыка. Качество подготовки хора, степень владения вокалом позволяют исполнять классические произведения больших и малых форм русских и зарубежных авторов. Безусловно, в этом немалая заслуга хормейстера К.Ефасовой, руководителя вокальной студии И.Нестеровой, концертмейстеров И.Гусева и Н.Авраменко.
Подбор репертуара говорит о хорошем профессиональном вкусе руководителей хора Камиллы Ефасовой и Ирины Нестеровой. А в хороших песнях всегда есть соединение простоты и выразительности, драматизм без крика, сердечность и душевность. Именно поэтому глубокий отклик слушателей вызывает исполнение хором песни на слова Николая Рубцова «В горнице моей светло» (музыка А.Морозова), хору удается передать без всякого надрыва скрытый драматизм текста и богатство мелодии. В хоре учителей поют талантливые люди. А талант предполагает и наличие творческих идей. Некоторые песни в исполнении хора - это настоящие театральные этюды: хористы читают стихи, при необходимости танцуют, всеми доступными сценическими средствами иллюстрируют произведение, которое звучит со сцены. Иногда это похоже на мюзикл, в котором соединяются хоровое пение, театральное действие и инструментальное сопровождение. Но всегда исполнение хора - это демонстрация высокой певческой культуры, основанной на уважении к национальным традициям.
Основной состав хора - это учителя, студенты педагогических вузов, преподаватели высшей школы. Почему эти занятые сверх меры люди проводят вечера и выходные дни на репетициях и концертах, лучше всего расскажут они сами.
- Пою в хоре пятый год, - задумывается преподаватель английского языка МГИМО (У) МИД России Елена Хватова, - но, кажется, целую вечность, уже не могу представить себе жизнь без него. Я всегда любила музыку, но даже подумать не могла, что буду участвовать в ее исполнении, окажусь на сцене. В хоре наконец воплотилась моя мечта! И, мне кажется, здесь я стала собой. Здесь обретаешь новую семью, которая помогает тебе раскрыться, поддерживает во всех начинаниях. В хоре царит атмосфера, которую не найдешь в других местах. Это атмосфера дружбы и доброжелательности людей, объединенных общей любовью к прекрасному.
- Для меня хор - это место силы, - говорит студентка 5‑го курса МГПУ Галина Козолупова, - где после долгих репетиций, ты уставший, но счастливый и наполненный прекрасным идешь домой. Репетиции - тут зарождается чудо музыкального мира. Концерт - женщины в красивых платьях, мужчины в костюмах, прически, макияж, папки с нотами, сердце замирает, взмах руки дирижера, и вот именно в этот момент происходит чудо, которое невозможно описать словами, эмоции наполняют каждого, окутывая и проникая в каждую клеточку организма. Руководители вкладывают в нас частичку себя, все знания, наработанные ими за много лет, они преподносят это нам как очень простую истину, что способна раскрыть не только голос, но и все живое, что есть в человеке. А сами занятия и репетиции проходят в очень уютном, красивом и теплом здании Московского городского Дома учителя. Место, где дарят добро, объединяют людей и, конечно же, где звучит музыка!
Хор признан. У коллектива множество творческих побед, и не только в нашей стране, на различных фестивалях и конкурсах. Так, хор стал дипломантом на Международном фестивале хоровых коллективов в Италии.
Успехи хора - это и часть заботы о нем Московского городского Дома учителя. У коллектива есть репетиционная база, красивые костюмы, обеспеченность концертными площадками. И во всех начинаниях - поддержка и помощь. Сегодня остается пожелать хору освоить оставшуюся часть XXI века, не растерять творческого задора и звучности и передать тем, кто еще придет слушать хор, любовь к пению, в котором всегда соединялись душа и мысли наших соотечественников.

Нина МИНЬКО,
директор Московского городского Дома учителя