Молодые учителя - те, кто будет определять не только лицо столичного образования, но и то, каким станет наш город, какими компетенциями будут обладать сегодняшние школьники, смогут ли они выйти из школы продвинутыми, гибкими и подготовленными ко всем переменам. Очевидно, что педагог будущего - это не рупор, вещающий в одну сторону, не обычный ретранслятор информации, а своего рода гид-наставник, проводник школьника по всем образовательным программам и возможностям. А значит, это специалист, который должен сам быть гибким и уверенным в себе, профессиональным, активным и коммуникабельным, хорошо разбираться в образовательном ландшафте.
На одном из выездных семинаров молодых педагогов ЮЗАО и ТиНАО организаторы провели опрос, чтобы выяснить основные проблемы и понять степень загруженности учителей. Результаты были следующими: только 12,5% из опрошенных выделяют на сон 7‑8 часов в сутки, у остальных на это приходится от 4 до 6 часов. На занятость в школах, причем как на основную (уроки, подготовка к ним), так и на сопряженную (совещания, общение с родителями, внеклассная работа) у молодых педагогов тратится от 9 до 14 часов в день.
В качестве основных проблем участники того же семинара отметили в первую очередь сложности в коммуникации: выстраивание дистанции со школьниками, создание дисциплины, общение с коллегами, администрацией и родителями. Также были отмечены большая загрузка, информационная недостаточность, неясность бюрократических процедур и несоответствие методик, проводимых в вузе, тем реальным потребностям, с которыми молодой педагог сталкивается в школе.
Ясно, что решить все эти проблемы молодой педагог в текущей ситуации самостоятельно и тем более в одиночку не сможет. Не сможет тут помочь и тьютор - ведь мы понимаем, что даже в тех школах, где подобная поддержка начинающих учителей предоставляется, тьюторы тоже сильно загружены.
На уровне города поддержку молодым педагогам по всем направлениям - методическому, личностному, карьерному - оказывают Городской методический центр и МГО Профсоюза образования. Их планы и программы гибки: даже если вы не нашли в календаре важной для вас темы, вы всегда можете обратиться за личной консультацией, а если окажется так, что ваш запрос важен и другим молодым педагогам, то такая лекция или тренинг появятся в плане, который, впрочем, и так охватывает почти все возможные запросы и дефициты.
Источник данных: http://ano-profzaschita.ru/useruploads/all/17.03.17%20Rabota%20s%20mol%20spez%20Plotnikova%20TV.pdf

Программы повышения квалификации Московского методического центра
В Московском методическом центре проводится программа повышения квалификации «Использование современных образовательных технологий в деятельности молодого педагога». Они проходят в филиале Дома учителя в Поведниках и длятся 2 дня; до обеда обычно проходят лекции, а после - практические занятия. Итогом курсов повышения квалификации будет моделированный урок в Московской электронной школе.
Сейчас записаться можно на курсы, которые пройдут:
21‑22 сентября;
11‑13 октября;
23‑24 ноября;
21‑22 декабря.
Количество участников в группе ограничено - 40 человек, поэтому записываться нужно заранее.
Курсы проводятся в выходные, поэтому их можно удобно совместить с работой. Выезд чаще всего происходит утром в субботу, а в Москву участники возвращаются во второй половине дня в воскресенье. Также проводится еще одно занятие в городе, в здании Городского методического центра.
Акцент в программе делается на двух вещах: современные педагогические технологии и Московская электронная школа.
- До курсов повышения квалификации мы проводили семинары, - говорит Михаил Каменский, отвечающий за работу с молодыми педагогами в ГМЦ, - но с вводом Московской электронной школы учителю стало гораздо выгоднее пройти курсы повышения квалификации, подготовить урок и получить сертификат. Кроме того, этим уроком далее смогут пользоваться и другие педагоги. Важно понять, что мы не обучаем самой технологии работы в МЭШ. Мы обучаем тому, чтобы урок был интересным, понятным. Мы учим не технической последовательности действий, которую они и сами прекрасно знают, мы рассказываем определенные секреты, которые им, возможно, неизвестны.
Можно проконсультироваться с методистом во время курсов и получить любую информацию, которая интересует молодого педагога, в том числе и ту, которая не заложена в программе обучения.
На сайте городского методического центра существует раздел «Методическое пространство» c отдельным подразделом, предназначенным молодым специалистам. А список мероприятий можно увидеть в разделе «План работ». Также сам молодой специалист может предложить тематику встреч, написав методисту по интересующему его предмету.
Также у большинства методистов центра есть своя база молодых педагогов, которые они получают от школ, методисты-предметники выезжают в образовательные организации, проводят там семинары. По этим же базам молодые педагоги приглашаются на встречи в ГМЦ.
Конкурс «Молодые педагоги - московскому образованию»
Конкурс молодежных инициатив был создан для того, чтобы вовлечь молодых педагогов в решения задач развития городской системы образования, ознакомиться с их инновационными идеями, предоставить площадку для развития профессиональных компетенций и лидерских качеств. Конкурс построен таким образом, чтобы стимулировать интерес к проектированию, метапредметной деятельности и решению управленческих задач.
В 2018‑2019 году конкурс проходит по следующим номинациям:
- «Московская электронная школа»: методическая разработка урока с применением метапредметного понятия, в котором задействованы все возможности конструктора урока); метапредметные понятия для урока: время, движение, звук, явление, процесс, опыт;
- «Предпрофессиональное образование»: методическая разработка сценария урока с использованием оборудования проектов предпрофессионального образования («Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», «Академический (научно-технологический) класс в московской школе») для «Московской электронной школы»;
- «Образовательный проект»: предметные, социальные, ресурсосберегающие и другие проекты, способствующие развитию системы московского образования и социальной сферы в целом);
- «Урок в Москве»: методические разработки уроков, проводимых на базе учреждений культуры, спорта и досуга, на столичных предприятиях, в учреждениях природопользования, ЖКХ, транспорта и инфраструктуры г. Москвы;
- «Потенциал столицы для профессионального роста педагога»: разработка «дорожной карты» профессионального становления и/или развития педагога в образовательной организации города Москвы с использованием инфраструктуры города;
- «Социальное партнерство в московской школе»: представление концепции проекта социального партнерства в образовательной организации среди участников образовательного процесса.
Заявки на конкурс принимаются каждую осень, а победители определяются в марте.
Сайт конкурса: http://mpmo.mac3o.ru

«Новый вектор» и мобильное приложение для молодых педагогов
Работа с молодежью - это также одно из направлений работы МГО Профсоюза образования. Каждый год десятки молодых педагогов становятся участниками организованных ими творческих и профессиональных конкурсов, акций, квестов, интеллектуальных игр. Одними из самых востребованных, запоминающихся, ярких и насыщенных мероприятий являются обучающие семинары, в том числе длительные выездные школы на побережье Черного моря.
За длительное время работы профсоюзом накоплена большая база проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты, и опций их решения. На основании данных проводимых на семинарах опросов ими была предложена комплексная программа «Молодежь - наш стратегический выбор», состоящая из нескольких подпрограмм.
Подпрограммы охватывают все стороны жизни молодого специалиста: профессиональные мастерские, регулярные семинары встречи с лидерами столичного образования, конкурс эссе «Педагогический старт», профилактику эмоционального выгорания, банки идей, обмен вакансиями.
Каждый год для молодых педагогов проводится профсоюзная школа будущего руководителя «Новый вектор». В 2018 году она была посвящена теме педагогического лидерства. На выездной школе освещались такие вопросы, как оценка критериев эффективности работы образовательных организаций, требования к новому педагогу новой школы, коммуникация и сотрудничество, лидерство, командная работа и, конечно, правовые аспекты деятельности.
Еще до старта школы МГО организовала открывающие тренинги и семинары, посвященные лидерству и компетенциям педагога будущего. Эти семинары вели преподаватели московских педагогических университетов: доктор педагогических наук, профессор Наталья Жадько (МГПУ) и кандидат биологических наук, профессор Наталья Валеева (МПГУ).
Также участники школы прошли диагностику на базе Московского центра развития кадрового потенциала образования: это тестирование помогло молодым педагогам выявить дефициты, мешающие карьерному росту и составить «дорожную карту» по восполнению этих дефицитов.
Мобильное приложение «Навигатор молодого педагога»
Мобильное приложение разработано для начинающих специалистов системы образования. В приложении можно удобно и оперативно получать информацию о нормативных документах, изменениях и новостях московского образования, получать ответы от ведущих специалистов МГО профсоюза, проходить опросы, общаться между собой, а также просматривать информацию банка вакансий школ города Москвы.
Приложение доступно на системах iOs и Android, для начала работы с ним необходимо зарегистрироваться и подтвердить свой почтовый адрес.

Подготовлено МГПУ