Актриса Анна Яновская этой лентой дебютировала как режиссер полнометражного игрового фильма. О чем же ее первая большая история?
Московский актер Алексей (Алексей Юдников играет практически самого себя) по некоторым меркам успешен: вся публика, приходящая на его авторские спектакли-перформансы, в конце их восторженно аплодирует. Одно «но»: число зрителей колеблется от трех до четырех человек. Алексей пытается избавиться от клейма так называемой вялой медийности (это когда тебя вроде бы узнают на улицах, в тусовках, но, как потом оказывается, путают с кем-то другим), старается стать популярным: ведет блог, делает новые постановки… Но особых продвижений, увы, нет. И потому звонок Сергея Потапова (реально существующий талантливый якутский режиссер театра и кино), его предложение сняться в его новом фильме, воспринимает как подарок судьбы. «Ты это, Леха, бороду не сбривай, брат, - бормочет в трубку неизвестный зрителю Потапов. - Будешь у меня играть. Ты классный актер, ты гений, фильм будет шедевр. Прилетай, деньги за билет тебе сразу в аэропорту отдам». Все это звучит с такой интонацией, что мы понимаем: как-то все это несерьезно. Не обман, но некая иллюзорность витает в воздухе. Однако герою, который находится внутри ситуации, кажется, что наконец-то на его улице остановился лимузин, в котором сидит некто, подобный Гильермо дель Торо или Вуди Аллену.
Проблема в том, что на билет в Якутию у Алексея нет денег. Однако мир не без добрых людей, и столь необходимые 30 тысяч рублей на перелет находятся. Полоса везения обрывается у актера в якутском аэропорту, где его никто не встречает, не отсчитывает купюр: мол, на, Леша, бери свои 30 тысяч, и сейчас же едем на площадку снимать шедевр. Сергей не снимает трубку. Юдников, у которого нет денег на обратную дорогу, остается один на один со своими бедами.
Что каждый из нас делал бы в подобной ситуации? Кричал, матерился, требовал от каждого встречного ответить за легкомыслие творческого и не слишком обязательного Потапова? Умолял бы пилотов взять его в Москву «зайцем»? Юдников не такой. Он ищет выход с присущей ему деликатностью, и это качество, столь лишнее в амбициозных богемных кругах столицы, здесь помогает ему: он постепенно становится своим в краю, который не вдруг принимает чужаков, в городе, у обитателей которого нет ни провинциального пиетета («Ах, вы из Москвы!»), ни высокомерной агрессии («Тут мы хозяева!»). Алексей, поневоле отойдя от суеты, замедляется, задумывается о жизни, людях, творчестве. Зритель же, сочувствуя ему, имеет возможность посмотреть отчасти и на себя: беспомощного в непривычных обстоятельствах, погрязшего в соцсетях, старательно карабкающегося к своим вершинам успеха и такого трогательного в этом порой безрезультатном стремлении. То, что фильм снят в не совсем привычном, документально-игровом, формате, делает Юдникова более близким и понятным.
Кстати, Анна Яновская на премьерном показе в московском Доме кино рассказала, что изначально планировала снять документальную ленту о якутском кинобуме (в Республике Саха в последние несколько лет делается очень интересное и достойное кино). Однако для подобного проекта требовалось переехать в Якутск на несколько месяцев, чтобы полностью погрузиться в реальность, детально изучить ее. Такой возможности у съемочной группы не было. «Тогда мы решили придумать новый язык, рассказать историю на нем. Мы попытались это сделать, по-моему, у нас получилось размыть грани между действительностью и вымыслом», - отметила режиссер. По ее словам, притом что был прописан сценарий, многие эпизоды снимались с ходу, без репетиций и одним дублем.
«Почему жители Якутии показаны такими холодными, безразличными?» - на этот вопрос от зрителей после сеанса художественный руководитель фильма Андрей Шемякин без промедления ответил, что сдержанность не есть холодность и безразличие. Люди Севера, живущие часто в экстремальных условиях, действительно не тратят много сил на эмоции, но это не значит, что они бесчувственны. По мнению Шемякина, северян можно назвать мудрыми педагогами, которые способны привести человека к самому себе, то есть к самопознанию.
Повторю, что кто-то, возможно, будет раздосадован размытостью и некоторой рваностью сюжета, переплетением реальности и снов персонажей. Но зритель, ценящий в кино визуальную красоту (операторам Семену Аманатову, Андрею Зубареву, Инне Омельченко удалось передать пронзительную красоту Русского Севера), тонкий добрый юмор, стремление показать лучшее в человеке и окружающем его мире, не уйдет из зала недовольным.