Современную жизнь невозможно представить без гаджетов - цифровая экономика на наших глазах из амбициозного проекта становится реальностью. Но в цифровом мире и нас, и наших детей подстерегают опасности - так называемые информационные риски. Речь идет не только о компьютерных вирусах, но и о мошенничестве в Сети, о пренебрежении элементарными правилами сетевого общения. Школьники подвержены подобным рискам не меньше, а порой и больше, чем взрослые, взять хотя бы подростковый буллинг в социальных сетях.
Формирование навыков информационной безопасности у детей необходимо, так же как и обучение информационной грамотности в целом. Об этом говорят и требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС основного общего образования. Но теме безопасности учителя не всегда уделяют должное внимание. Причина как в недостатке методического обеспечения, так и в отсутствии специальной подготовки у самих учителей. Мы попытались преодолеть это отставание в рамках проекта «Математическая вертикаль».
Ученики школы №1409 углубленно изучают не только математику и другие естественно-научные предметы, но и спецкурсы по основам информационной безопасности, криптографии, защите программного обеспечения. Наряду с нашими педагогами занятия ведут сотрудники «Лаборатории Касперского» - ведущей мировой компании, создающей системы защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Наша школа поучаствовала в апробации пособия по информационной безопасности, написанного веб-аналитиком «Лаборатории Касперского» Марией Наместниковой для учеников 7‑9‑х классов.
Изучать информационную безопасность можно как на уроках информатики и ОБЖ, так и в рамках кружковой работы, внеурочной деятельности. Последнее, судя по нашему опыту, предпочтительнее, все же в рамках обязательной программы сложно выкроить достаточно времени.
Конечно, интерес к теме безопасности наиболее высок у тех ребят, кто связывает свое будущее с точными и естественными науками, с математикой и программированием. Но по большому счету соответствующие навыки необходимы всем вне зависимости от того, какой профиль выбран. У современной московской школы есть все возможности, для того чтобы помочь сформировать эти навыки всем ребятам.
В апреле стартует цикл встреч, посвященных безопасности в Интернете, для учеников и их родителей. Их будут проводить сотрудники «Лаборатории Касперского» в школах Москвы. Первая такая встреча состоится в нашей школе.

Ирина ИЛЬИЧЕВА, директор школы №1409, Москва