Нельзя не отметить особенность встречи на астраханской площадке. Здесь проходил не обычный установочный семинар, организаторы которого вещают, а слушатели записывают и принимают к исполнению, а самый настоящий мозговой штурм. Все собравшиеся были его равноправными участниками. Потому что в результатах, которые должны получить от реализации проекта, заинтересованы все, если говорить пафосно, от них зависит наше общее будущее.
Об этом в приветственной речи напомнил Максим Резаков, директор института «Платформа» (так называется Астраханский областной институт развития образования. - В.К.), один из кураторов федерального проекта «Учитель будущего». По его мнению, у многих сложилось ошибочное представление о том, что уровень образования жителей той или иной территории определяется уровнем развития ее экономики. На самом деле все обстоит ровно наоборот. Образование - локомотив, двигающий экономику вперед, а не балласт, который экономика должна вытягивать из последних сил. Мысль, которую в тех или иных словах высказывали все выступавшие, можно сформулировать так: чтобы жизнь в нашей стране стала более предсказуемой, более разумной и счастливой, нужно вырастить поколение, не боящееся современных вызовов, а умеющее находить решение самых сложных проблем - от экологических до социальных и политических. Подготовить такое поколение смогут молодые или уже давно работающие учителя, обогатившиеся новыми знаниями и умениями, понимающие степень ответственности и масштаб стоящих перед ними задач.
Чтобы нынешний учитель стал другим, более современным, чтобы осознал необходимость непрерывного самосовершенствования, овладения новыми технологиями и компетенциями, ему нужно помочь. Заставить педагога стать лучше, работать профессиональнее и эффективнее нельзя, зато мотивировать и помочь можно и нужно. Для этой благородной и исключительно мотивационной цели в регионах (прежде всего в одиннадцати пилотных) уже сегодня создаются центры диагностики и непрерывного роста учительского мастерства. Они ни в коем случае не дублируют имеющиеся институты развития образования и повышения квалификации. И хотя в большинстве случаев (сужу по тому, что анонсировали делегации в своих презентованных «дорожных картах») организуются на базе ИРО или ИПК и ПРО как отдельные, обособленные структурные подразделения, цель преследуют совершенно иную. Они, по мысли инициаторов и организаторов проекта, должны стать местом, куда учитель сможет прийти с любой проблемой свободно и добровольно, без всякого принуждения со стороны администрации.
- Центры должны стать отдушиной для учителей, местом их неформального общения, своеобразными профессиональными клубами, где они могут обмениваться новостями, проблемами и успехами, - подчеркнула Марина Николаевна Ракова, заместитель министра просвещения РФ, основной вдохновитель и инициатор проекта «Учитель будущего».
А вообще гуманный, человеческий формат вновь создающихся центров неоднократно подчеркивали в своих выступлениях все инициаторы и кураторы проекта. Они же несколько раз предупредили региональных управленцев, присутствовавших в зале, что результаты диагностики профессиональных дефицитов (я поясню новый термин чуть ниже) ни в коем случае не должны ставиться в вину учителю и тем более служить карательным и репрессивным инструментом. Эти результаты никоим образом не привязываются к аттестации и не могут служить основанием для оргвыводов или понижения тарификации. Диагностика нужна прежде всего самому учителю, она поможет ему увидеть имеющиеся пробелы (как в предметной области, так и в методической, технологической, психолого-педагогической и прочих), осознать их глубину и - это самый важный момент - с помощью специалистов центра решить многие проблемы профессиональной сферы. По результатам добровольной (подчеркиваю в третий раз, ибо это очень важно!) диагностики каждый прошедший ее получит индивидуальные рекомендации, конкретный маршрутный лист, собственную траекторию. Пробелы у всех разные, и в рекомендациях не будет никаких стандартов. Их не может быть, когда речь идет о конкретном живом человеке.
В отличие от ИРО и ИПК центры, создаваемые в рамках нового федерального проекта, преследуют другие задачи, поэтому и специалисты, которые будут в них работать или привлекаться к сотрудничеству, должны ориентироваться не на контроль и проверку, а на помощь и поддержку. Как уже поняли читатели, проект «Учитель будущего» в отличие от других масштабных федеральных проектов личностно ориентирован, рассчитан именно на учителей, их благополучие в профессии, а не на массу. Цель новой инициативы Министерства просвещения - помочь учителю, а не еще больше нагрузить его. Эту отличительную особенность подчеркивали все кураторы федерального проекта. Всех ярче и эмоциональнее принципиальную новизну «Учителя будущего» и его истинную сущность обозначили представители федерального министерства: заместитель министра Марина Николаевна Ракова, ответственная за реализацию проекта, и Анна Владимировна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ, администратор проекта. О проблемах школ и учительства обе знают не понаслышке. Анна Владимировна работала учителем русского языка в школе №1 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, в 1999 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года». Марина Николаевна Ракова, выпускница МГТУ имени Баумана, занимавшаяся фундаментальной математикой, много лет тесно работала с учителями. Все, что обе они говорили на семинаре, было лишено официальной чиновной риторики и вызвало горячий отклик в сердцах тех, кому небезразличны судьба школы и положение в ней учительства. Смею надеяться, что таковых в астраханском ИРО «Платформа» было большинство.
Надо отметить, что руководителями региональных систем образования проект был принят положительно, хотя вопросов пока больше, чем ответов, и сомнения, безусловно, имеются. «Здоровый скепсис нам не повредит» - это тоже не раз было подчеркнуто организаторами. Опасения, которые собравшиеся не боялись высказывать, касались в основном деталей, конкретных шагов реализации, «дорожных карт». Выступавшие на стратегических сессиях, проходивших в формате живого обсуждения, без регламента, вырабатывали общее видение концепции, уточняли для себя отдельные не вполне ясные моменты, высказывали конкретные предложения. Все они записывались организаторами, обобщались и уже два дня назад переданы в центр. На основе обобщенных предложений разрабатываются методические рекомендации, которые уже очень скоро поступят в регионы - не только пилотные, но и все остальные. Собственно, ради этого и собирали участников, чтобы развеять сомнения и сообща найти решение сложных тактических вопросов. Со всей определенностью можно сказать, что проект имеет большие шансы реализоваться, но лишь в том случае, если получит поддержку тех, на кого он направлен и ради кого инициирован. Об этом говорили все. Так, например, Анзаур Керашев, министр образования Республики Адыгея, комментируя событие, сказал:
- На сегодняшний день для нас, управленцев, самая главная (и, возможно, самая трудная) задача - разъяснять руководителям образовательных учреждений и учителям суть и смысл проекта. Нужно сделать все, чтобы лучшие учителя, самые опытные, самые уважаемые, имеющие авторитет в своих регионах, стали на местах главной опорой в реализации проекта, направленного на повышение качества образования. Если учителя не будут бояться диагностики, если воспользуются рекомендациями центров, то все получится.
Вот как оценил прошедший семинар один из основных его организаторов Максим Резаков, директор института «Платформа»:
- На мой взгляд, результаты Всероссийского семинара-совещания участников федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» позволяют сделать вывод о том, что федеральный проект вызвал неподдельный интерес. Так, в работе семинара-совещания приняли участие не только те регионы, которые заявлены в качестве пилотных. К нам приехали гости из Екатеринбурга, Краснодарского края, Калининграда, Камчатского края, Ненецкого автономного округа и других регионов. И их интерес доказывает, что Министерство просвещения Российской Федерации задает тот вектор развития системе дополнительного профессионального образования, в котором она действительно нуждается. И начинается эта большая командная работа весьма продуктивно. Надеюсь, коллеги из регионов меня в этом поддержат.
Проект «Учитель будущего» ставит перед собой серьезные цели и направлен на достижение весомых результатов, он представляет собой большой комплекс мер, выполняемых путем консолидации усилий пилотных регионов и федерального центра. Безусловно, существуют определенные риски, касающиеся сроков реализации некоторых проектных мероприятий, а также необходимости поиска дополнительных ресурсов (кадровых, интеллектуальных) для успешной реализации проекта. Думаю, никто из коллег-управленцев и коллег-педагогов не назовет проект «Учитель будущего» простым. Работать на перспективу всегда сложнее, нежели над проблемой сегодняшнего дня. И в рамках семинара-совещания мы неоднократно говорили о том, каким образом будем вводить изменения и соотносить их с уже существующей системой дополнительного профессионального образования педагогических работников. Это было ожидаемо. Но в то же время, несмотря на все проблемные вопросы, которые стоят перед нами сегодня, мы планируем направить наши усилия на то, чтобы представители педагогической общественности могли постоянно развивать свои компетенции, изучать актуальные вопросы, ликвидировать любые профессиональные дефициты по индивидуальным образовательным маршрутам. «Учитель будущего» - это эволюционный путь развития дополнительного профессионального образования педагогов, сочетающий в себе лучшие проверенные временем практики и актуальные образовательные продукты, отвечающие вызовам стремительно меняющегося времени.