«Усердие все превозмогает», - говаривал незабвенный Козьма Прутков и добавлял для ясности: «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок».
Замечание, безусловно, верное. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть рано утром, задолго до начала уроков, в 3‑ю школу города Степанакерта Азербайджанской ССР. Здесь можно увидеть педагогов как мужского, так и женского пола, как пожилых, так и молодых, как страдающих радикулитом и сердечной недостаточностью, так и награжденных отменным здоровьем. Все они, однако, заняты несколько странным и на первый взгляд не очень уместным делом. Одни старательно моют полы, другие, забравшись на подоконники, протирают стекла, третьи бегают по коридорам с ведрами, щетками, тряпками.
В учительской посреди комнаты стоит уборщица. Обозревая поле действия, она дает руководящие указания.
- А еще физик, - говорит она с укоризной. - Уж кому-кому, а вам пора знать, что, если не приложить силу к тряпке, пол чистым не будет. Давайте трите лучше!
В открытую дверь заглядывают учащиеся. Зрелище еще не успело стать привычным и поэтому производит на ребят сильное впечатление. Приятно все-таки увидеть математика, который вкатил тебе вчера двойку, в таком не очень торжественном виде.
Кое у кого из школьников начинает проявляться пережиток, именуемый злорадством…
Что же происходит в 3‑й школе города Степанакерта? Оказывается, мы только что были свидетелями свое­образного начинания директора школы товарища Петросяна…
- Не понимаю, - говорит директор, - почему учителям даются какие-то привилегии и льготы? Учащиеся перешли на самообслуживание и сами убирают классы. Хорошо это? Хорошо. А учителя в это время ходят в чистеньких костюмчиках и боятся ручки испачкать. Плохо это? Плохо. Учитель должен быть примером для ученика…
Конечно, кое-кто стал роптать и возражать. Но директор, шутя и играя, разбивал любые доводы.
- Считаете физический труд зазорным? - говорил он. - Очень хорошо, так и запишем…
Трудно устоять в такого рода споре. В самом деле, как объяснить директору Петросяну, что школьников привлекают к самообслуживанию не потому, что экономят на уборщицах, а потому, что это играет большую воспитательную роль. Кроме того, ребята, хорошо потрудившись во время уборки помещения, начинают по-иному относиться к поддержанию чистоты и порядка. А разве учителей Степанакертской школы надо приучать к тому, чтобы они не бросали бумажки на пол, не пачкали парты?
Учителя 3‑й школы вынуждены делать ненужную, бессмысленную работу, и ничего, кроме иронии у одних и огорчения у других, она породить не может.
Тов. Петросян, бесспорно, усердный человек. Но, как мы уже говорили вначале, усердие надо сообразовать с рассудком. Это весьма полезно».

(Я. Мостовой.
Фельетон «Жертвы логики»)