Лидия С., учитель начальных классов, Новгородская область:
- Не вижу в будущем больших изменений. Думаю, российские учителя достаточно долго будут получать маленькие зарплаты, плохо одеваться, останутся энтузиастами-бессребрениками. А еще нас станет меньше. Уже сейчас педвузы сокращают набор студентов, исчезают многие направления подготовки.

Тамара ФИЛИППОВА, инженер, мама двоих детей-школьников, Воронеж:
- Я открытия не совершу, если скажу, что и через 30 лет, и через 50 от хорошего учителя мы будем ждать того же, чего и сейчас, - доброго отношения к детям, уважения к ним и высокого профессионализма. Я не верю в то, что в будущем учитель не будет нужен нашим детям, что они все освоят сами через компьютер. Такого не будет никогда, потому что учеба - это труд, и нужен человек, который заинтересует детей этим трудом, а где-то и заставит заниматься. Если, конечно, нам не нужны будут грамотные специалисты, тогда и учитель не будет требоваться.

Светлана КОРЖАВИНА, ученица 7‑го класса школы №3, Петрозаводск:
- Сейчас многие переходят на домашнее обучение, поэтому не факт, что в будущем при слове «учитель» мы будем представлять женщину в юбке, рубашке, очках и со строго убранными волосами. Возможно, учителя станут для нас людьми из Интернета, которые в легкой домашней обстановке объясняют материал. Не знаю, хорошо это или плохо, потому что я, например, в домашней обстановке не могу ничего делать. Мне нужно, чтобы меня окружали люди, которые чем-то заняты, тогда у меня тоже появится настроение что-то делать. Но если все-таки у нас останутся обычные школы, то в моих мечтах учителя не будут оскорблять учеников. Сейчас такое случается. Я понимаю, что учителя не роботы, а дети далеко не цветы жизни, но пусть тогда люди сто раз подумают, перед тем как пойти работать учителем. Чтобы хоть как-то сгладить страдания учителей, им поднимут зарплату. Возможно, они будут не такие измученные и будут стараться находить индивидуальный подход к каждому ученику. Это будет занимать какое-то время и силы, зато ученики будут меньше отстаивать права, и нервы у всех будут в порядке.

Ирина КОРНЕЕВА, старший методист по вопросам содержания образования школы №1375, Москва:
- Наверное, правильно было бы ответить, что учитель будущего - это прежде всего профессионал, знаток своего предмета, многие обязательно упомянут информационные технологии. Вероятно, вы ждете ответ «любит детей». Да, несомненно. Но меняется все - знания, технологии… С высоты своего педагогического стажа 45+ я совершенно уверена, что учитель будущего - это прежде всего человек, обладающий большим, даже безграничным, терпением. Это человек, который способен понять своих учеников и быть им другом.
Парадокс нашей профессии в том, что мы в ней все время решаем проблемы отцов и детей, а в нынешнее время даже бабушек и внуков. По-моему, современный учитель, сколько бы лет ему ни было, - это доброжелательный и приветливый человек, увлеченный своим предметом, друг, способный прощать, веселый и любознательный большой ребенок.